Рамзан Кадыров, глава службы безопасности назначенной Москвой чеченской администрации, делает вещи, которые строго запрещены обычным смертным. На днях он отправился в северокавказские горы, чтобы провести переговоры о разоружении с представителями объявленного вне закона полевого командира Руслана Гилаева. И это всего спустя несколько дней после того, как президент России Владимир Путин резко потребовал выкурить повстанцев из подвалов и пещер и ликвидировать.
Однако Рамзан действует не по собственной инициативе, а по поручению пророссийского временного президента Чечни Ахмада Кадыров, которой одновременно является его отцом. Кадыров-папа, который собирается участвовать в выборах президента 5 октября этого года, хотя еще не объявил об этом официально, в свою очередь, скорее всего, посоветовался с Кремлем. "Абсолютно самостоятельно, - говорит Алексей Малашенко из московского Центра Карнеги, - такие шаги не предпринимаются".
52-летний Кадыров, известный своими происками и интригами, всегда действовал хитро. Ныне он изо всех сил старается вырваться вперед в гонке за пост президента и через контакт с Гилаевым пытается заполучить голоса сторонников сепаратистов. Ему это очень нужно, поскольку пока в списке фаворитов он стоит всего лишь на четвертом месте, уступая депутату российского парламента Асламбеку Аслаханову, бывшему председателю Верховного Совета республики Руслану Хасбулатову и предпринимателю Малику Сайдуллаеву. Зато Кадыров возглавляет список аутсайдеров. В ходе одного из опросов 61,5 процентов респондентов были абсолютно уверены, что они ни в коем случае не проголосуют за этого человека.
На то есть свои причины. Соотечественники Кадыров считают его приспешником Москвы. Еще в первую чеченскую войну он был вторым человеком после верховного исламского муфтия и стоял на стороне повстанцев Джохара Дудаева. Он занимался идеологической подготовкой боевиков к борьбе против России. Позднее он даже стал верховным муфтием Чечни.
Однако, похоже, что эта часть его биографии забыта. Но ловкое превращение Кадырова в верного партнера Кремля у многих вызывает вопросы. Два с половиной года, проведенные на должности, не принесли ему симпатий населения. Кадыров считается в высшей степени коррумпированным. Его обвиняют в том, что он беззастенчиво назначает на государственные посты своих родственников и стремится захватить дочерние предприятия федеральных концернов. Через руки его доверенных лиц проходят выделяемые Москвой средства на восстановление Чечни, которые с завидной регулярностью расхищаются.
Его охрана, первоначально организованная для личной защиты, со временем превратилась в "третью силу" наряду с федеральными войсками и боевиками, которая вызывает страх у гражданского населения Чечни. Известная журналистка и специалист по Чечне Анна Политковская выяснила, что банда Кадырова, возглавляемая сыном Рамзаном, в родной деревне президента Чечни содержит даже собственную тюрьму. Многие из попавших в нее людей бесследно исчезли.
Лейб-гвардия Кадырова действует не только против боевиков. Не так давно под ее прицел попали также видные лояльные Москве чеченцы, которые в будущем могут составить Кадырову политическую конкуренцию. Эта гвардия, наряду с административной властью, которую, если понадобится, можно использовать и при подсчете голосов, делают из нелюбимого в стране Кадырова главного претендента на пост президента.
Москва его поддерживает, поскольку Кадыров всегда был непримиримым врагом ваххабизма и поскольку он и его банда способствуют "чеченизации" конфликта ? Россия рассчитывает на роль зрителя, который, по пословице, смеется, когда двое дерутся.