Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 июля 2004 г.

Питер Лавелль | The Washington Times

ЮКОС. Смерть компании

Российская служба судебных приставов во вторник обнародовала заявление о своем намерении продать "Юганскнефтегаз", крупнейший филиал ЮКОСа, чтобы частично урегулировать налоговые претензии к гиганту в размере 3,4 млрд долларов. Заявление сигнализирует о быстром завершении "дела ЮКОСа" и полной трансформации того, что было крупнейшей частной компанией России.

Отобрав главное сокровище ЮКОСа и объявив о его предстоящей продаже, Кремль, по существу, убил компанию. На долю "Юганскнефтегаза" с нефтяными резервами в 10,8 млрд баррелей и ежедневной добычей в 1 млн баррелей приходится 70% резервов ЮКОСа и 60% его объема производства.

По мнению московского отделения брокерской фирмы Aton Capital, "доля этой дочерней компании в ЮКОСе, возможно, и больше, так как "Юганскнефтегаз" разрабатывает Приобское месторождение, которое в последние годы было главным фактором роста производства ЮКОСа".

Интерес службы приставов к "Юганскнефтегазу" не удивителен и имеет политическое значение. После отделение "Юганскнефтегаза" от ЮКОСа основная компания значительно уменьшится станет возможной ситуация, при которой ее меньшие филиалы в конце концов окажутся в руках других российских нефтяных гигантов.

Если бы службу приставов интересовало только урегулирование налоговых обязательств ЮКОСа за 2000 год, они бы скорее сосредоточили свои усилия на таких филиалах, как "Томскнефть" и "Самаранефтегаз", стоимость которых составляет от 3,6 до 5,9 млрд долларов, и этого более чем достаточно, чтобы покрыть претензии, предъявленные налоговыми властями ЮКОСу.

Следующим шагом по стиранию ЮКОСа с корпоративной карты будет продажа "Юганскнефтегаза". По заявлению приставов, оценку "Юганскнефтегаза" проведет экспертная группа, в которую войдут представители Федерального агентства по управлению собственностью, Службы приставов при министерстве юстиции и Федеральной службы по финансовым рынкам. Источник в ЮКОСе сообщил, что продажа может состояться уже в августе.

Многих аналитиков беспокоит то, как будут продавать "Юганскнефтегаз". Как сообщает ЮКОС, первичная оценка приставов, по которой "Юганскнефтегаз" стоит 1,75 млрд долларов, абсурдно низка. Эта цифра, возможно, политизирована сама по себе: сумма недостаточна для покрытия налоговых счетов ЮКОСа за 2000 год, не говоря об ожидаемых налоговых претензиях за 2001-2003 годы. Если приставы будут настаивать на своей оценке "Юганскнефтегаза", другие активы ЮКОСа будут также отобраны и проданы.

Прошедшие государственные аукционы могут служить индикатором того, что произойдет с "Юганскнефтегазом" и другими филиалами ЮКОСа. Когда государство распродавало нефть компаний "Славнефть" и "Онако", обе компании были приобретены значительно ниже своей реальной стоимости. По мнению Aton Capital, цены были настолько низкими, что покупатели сумели за несколько лет получить трехзначные прибыли на свои инвестиции. Поэтому, хотя ЮКОС продолжают рвать на части, влиятельные инвесторы думают о том, кто по дешевке купит куски ЮКОСа.

Кому достанется престижная российская компания, империя, построенная олигархом Михаилом Ходорковским, ожидающим в тюрьме суда по обвинениям в неуплате налогов и других преступлениях? Проявить интерес могут все крупные нефтяные компании России, и чем ближе компания к Кремлю, тем выше ее шансы нажиться на смерти ЮКОСа.

Полагают, что фаворитом в борьбе за "Юганскнефтегаз" станет нефтяной гигант "Сургутнефтегаз", которым руководит "капиталист-большевик" Владимир Богданов. Интерес проявляет и принадлежащий государству "Газпром". Если "Газпром" выиграет тендер, это станет свидетельством того, что Кремль сам заинтересован в управлении одним из крупнейших нефтяных месторождений страны. Другими претендентами являются "Роснефть", "Лукойл" и ТНК- British Petroleum.

Расчленение ЮКОСа является давней целью Кремля. Он не потерпит того, чтобы такие огромные и богатые компании действовали не под его контролем. Ходорковский хотел вести свою игру, полагая, что он понимает, что лучше для ЮКОСа. Может быть, он и понимал, но благополучие ЮКОСа не вписывалось в экономические задачи, поставленные Владимиром Путиным перед Россией.

ЮКОС, разделенный на мелкие управляемые фрагменты и принадлежащий друзьям Кремля, - это своего рода экономическая реорганизация, задуманная Путиным в отношении хаотичных приватизационных сделок 1990-х годов. Скорее всего, ЮКОС - не последняя мишень.

Для тех, кто следит за наступлением Кремля на ЮКОС, в этом есть оттенок мрачной иронии. ЮКОС возник из хаоса и беззакония. Государственные активы разворовывались, покупались и продавались для создания нынешних российских бизнес-империй. Теперь процесс пошел в обратную сторону. ЮКОС подвергнется вторичной приватизации и перепродаже. Но различие заключается в том, что государство сделает все, чтобы те, кто получит "наследство Ходорковского", были по гроб жизни благодарны "человеку из Кремля".

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru