Нежелание президента Буша оказать давление на Израиль и потребовать прекращения военной операции в Ливане уходит корнями в принципиально иное представление о Ближнем Востоке, чем было у его предшественников.
Когда в прошлом разражались конфликты, США обычно отвечали немедленным и публичным раундом дипломатии, направленной на прекращение огня, в надежде не допустить эскалации кризиса. Но на этой неделе, даже перед лицом требований всего мира, Белый дом не проявляет никакой нетерпеливости в отношении Израиля. Ясно дав понять, что хотелось бы ограничить потери среди мирного населения, администрация при этом хочет, чтобы Израиль нанес "Хизбаллах" максимально возможный ущерб.
Как утверждают чиновники Белого дома, советники президента и независимые эксперты по Ближнему Востоку, Буш считает статус-кво - присутствие в суверенном государстве военизированной группировки, имеющей ракеты, способные нанести удар по союзнику США, - неприемлемым.
Позиция США отражает также крепнущую убежденность Буша в том, что Израиль является центром борьбы с терроризмом, и представляет собой отход от традиционной точки зрения, что США должны играть роль "честного посредника" на Ближнем Востоке.
По мнению администрации, нынешний конфликт - это не просто кризис, который надо урегулировать. Это также возможность значительно уменьшить огромную угрозу в регионе, точно так же, как, с точки Буша, он поступает в Ираке. Нанесение Израилем ущерба "Хизбаллах", полагают в администрации, завершит построение функциональной демократии в Ливане и пошлет внятный сигнал сирийским и иранским покровителям "Хизбаллах".
"Президент полагает, что, не устранив коренные причины насилия на Ближнем Востоке, невозможно установить длительный мир, - заявил советник Белого дома Дан Бартлет. - Он скорбит о каждом погибшем. Но он считает эти трагические события моментом истины".
Бывший высокопоставленный чиновник администрации заявил, что решимость Буша лишь укрепляет давление со стороны ООН и европейских лидеров, требующих от него призывов к прекращению огня. Вчера генсек ООН Кофи Аннан потребовал прекратить боевые действия в Ливане.
"Он считает, что ведет игру с долгосрочными целями, в отличие от тактиков, - заявил бывший чиновник. - Тактики сказали бы: добиться немедленного прекращения огня; сначала решить гуманитарные проблемы. Президент скажет: есть возможность уничтожить "Хизбаллах"; сделаем это, даже если потом придется иметь дело с серьезными последствиями".
Джек Розен, президент Американского еврейского конгресса, сказал, что заявления отражают недвусмысленное видение ситуации. "Он не дает замутить свое зрение, - отметил Розен, демократ, которого восхищает ближневосточная политика Буша. - Он последователен. Израиль прав. "Хизбаллах" неправа. Террористы должны быть уничтожены, и он видит, что Израиль ведет войну с терроризмом, какую вел бы он сам".
Многие эксперты предупреждают, что у такой концепции могут быть опасные последствия. Они считают, что Израилю и, шире говоря, США грозят серьезные проблемы, если продолжатся бомбардировки, приводящие к огромным жертвам. В истории Ближнего Востока достаточно примеров того, что военная сила имеет пределы, говорят они, отмечая, что израильская война в Ливане в начале 1980-х годов помогла создать предпосылки для появления "Хизбаллах".
Они предупредили, что военная операция настраивает общественное мнение Ливана против Израиля, а не против "Хизбаллах", спровоцировавшей насилие. Атаки также затрудняют правительству Ливана возвращение к нормальной жизни. И то, что сегодня кажется политической победой президента - вчера палата представителей единогласно одобрила резолюцию в поддержку Израиля, - может оказаться бременем, если война распространится на Сирию или США добавят Ливан к списку стран, где развернуты американские войска, в котором уже значатся Ирак и Афганистан.
"Должен быть сигнал, что администрация Буша готова что-то предпринять, - заявил Ларри Гарбер, исполнительный директор американской организации New Israel Fund, которая борется за права человека и справедливость в Израиле. - Позиция стороннего наблюдателя подрывает доверие к нам. Есть опасность, что мы увидим простое следование указаниям Израиля".
Роберт Молли, который занимался Ближним Востоком в Совете национальной безопасности при президенте Клинтоне, сомневается, что нынешний курс принесет плоды Израилю или США. "Он может не привести к успеху, "Хизбаллах" может не уронить свое достоинство и сохранить в своем распоряжении политический и военный арсенал. Каков будет выигрыш?"
Те, кто знает Буша, говорят, что его видение конфликта сформировали несколько событий, прежде всего теракты 11 сентября 2001 года, сделавшие борьбу с терроризмом главной задачей его президентства. Другим таким событием был полет на вертолете над Западным берегом с Ариэлем Шароном в 1998 году, когда Буш был губернатором Техаса. Этот полет, говорил он впоследствии, продемонстрировал ему уязвимость Израиля. Израиль поддерживают многие евангелисты, составляющие значительную часть политической базы президента.
Буш и его команда скептично относятся к ближневосточной политике предыдущей администрации и к тому, что они считают излишней приверженностью мирному процессу, к которому один из главных его участников, палестинский лидер Ясир Арафат, прикладывал не слишком большие усилия. Объясняя нежелание требовать быстрого прекращения огня, высокопоставленный чиновник администрации сказал, что преждевременное использование дипломатии может дать "Хизбаллах" возможность говорить с позиции силы.
"Мы не хотим перемирия, которое приведет к новому конфликту", заявил он, добавив, что, когда придет время, "вы увидите достаточно дипломатии".
Фред Зайдман, предприниматель из Техаса, который специализируется на рискованных инвестициях, проявляет активность в еврейских делах и много лет близок к президенту, назвал нынешний кризис показателем глубины президентской поддержки Израиля. "Он не поддастся международному давлению и не окажет давления на Израиль. Я никогда не видел человека, настолько приверженного Израилю".