Российская молодежная организация "Наши" демонстрируют силу - но у Кремля националисты вызывают неловкость
Все как обычно: утренняя принудиловка в виде аэробики, массовые свадьбы, травля "врагов" России. И тем не менее, закат уже не за горами. В четвертый раз члены ультрапатриотической молодежной организации "Наши" собрались на слет в молодежном лагере на озере Селигер, что под Тверью, к северу от российской столицы. Но блеск минувших дней, когда "Наши", как они сами считают, спасали Россию от окрашенного в оранжевые цвета демократического переворота вкупе с вражеским внедрением Запада, померк.
В мокрых от дождя палатках в эти дни проживают не 10 тыс. молодых патриотов, как в прошлом году, а вполовину меньше. Некоторые даже говорят, что приехали всего 4 тысячи человек, причем организаторы рассчитывали и вовсе на 3 тысячи. Здесь построены стены для скалолазания, арена для проведения товарищеских боев, есть и катамараны. На берегу разместился "Белый дом" размером с летнюю веранду пивной, построена даже деревянная мини-церквушка.
Этот лагерь представляет собой исполненную патриотизмом фантастическую страну и, несмотря на запреты на курение и распитие алкоголя, дает множество возможностей для проведения досуга провинциальной молодежи. Такой, как те молодые чеченцы, что поутру размахивают флагом своего президента Рамзана Кадырова. Однако теперь денежный поток из Кремля несколько иссяк. Такие нижестоящие организации, как "Малые города" или "Новое образование" вынуждены искать спонсоров. Лидеры "Наших" объясняют это воспитательными методами, но, скорее, это говорит, что любовь прошла.
Мы стоим перед новыми вызовами, мужественно заявляет лидер движения Никита Боровиков: "Мы не политическая партия, а молодежная организация". После того как при помощи "Наших" была ликвидирована острая опасность переворота, организация обратилась к новым целям: модернизации страны, взращиванию элиты будущего, образованию и бизнесу. И никакой политики. Ну, или почти никакой.
На некотором расстоянии от клуба фанатов Владимира Путина висит плакат, изображающий Джорджа Буша в образе четырехглавой гидры. А авторы газеты, выходящей в лагере, требуют ужесточения закона о СМИ, этот вариант президент Дмитрий Медведев недавно отклонил. В сарае "Наши" держат свинью, названную Илвесом - по имени эстонского президента Томаса Хендрика Ильвеса. По распоряжению эстонских властей был перенесен памятник советскому воину-освободителю, что, по словам Дмитрия Иванова, является оскорблением ветеранов. Иванов одет в костюм доллара и цилиндр дядюшки Сэма, он присматривает за свиньей. Он уже подружился с Илвесом, говорит Иванов, но это ничего не меняет в критике "свинского" поведения Эстонии.
"Размножаться приятно"
Благодаря акциям, подобным этой, члены организации и заслужили прозвище "нашисты" и славу "тоталитарного детсада". На пике конфликта вокруг памятника они устроили осаду эстонского посольства. Во время избирательной кампании в прошлом году они вывели десятки тысяч человек на улицы. "Наши" - творение Кремля, верная государству штурмовая группа с прыщами и iPod, обеспечившая смене власти прикрытие с фланга. Но когда в декабре была основана детская группа "Мишки", в которой оборонительные бои вели уже 8-летние, многие в ужасе стали задаваться вопросом: что за поколение вырастет из этих деток?
Сегодня все стало понятно: то, которое можно при случае заменить. В последние годы в лагерь "Наших" наведывался президент Путин, на этот раз его визит под большим вопросом, а его преемник Дмитрий Медведев держится от организаций, которые на самом деле помогли ему прийти к нынешней должности, на почти оскорбительном расстоянии. Приехал только Игорь Шувалов, первый вице-премьер. Он прикупил футболку с надписью "Размножаться приятно и полезно": демографический кризис в России - одна из животрепещущих тем для "Наших". Вечером 14 пар во время довольно сухой церемонии поклялись друг другу в вечной верности; однако даже здесь идея зачать ребенка не пользуется популярностью - за местную валюту "талант" можно купить презервативы.
Вице-премьера Шувалова молодые "нашисты" встретили с щенячьим восторгом. На встречу иностранные журналисты допущены не были, а вопросы были оговорены заранее. Как и ожидалось, Шувалов похвалил устремления молодежи, при этом позволив себе парочку двусмысленных шуток. Когда один молодой человек посетовал на то, что бюрократы на местах чинят препятствия порывам "Наших", Шувалов спустил его с небес на землю: "Вы сами себе мотор", - ответил он, и поэтому государство не будет создавать новых структур для помощи "Нашим". Это подействовало как холодный душ, но молодежь все-таки зааплодировала. Она аплодировала и тогда, когда Шувалов потребовал отказаться от беспорядков. Россия стала великой и уверенной в себе, это внушает многим страх: "Наша задача - избавить заграницу от этого страха".
Жизнь без образа врага
Теперь московская милиция время от времени даже распускает демонстрации, организованные "нашистами". А основатель "Наших" Василий Якеменко, которому удалось прыгнуть в политику, был понижен в должности: Путин перекроил молодежный комитет под началом Якеменко - и теперь он подчиняется не Путину, а министерству спорта, туризма и делам молодежи. И "Молодая гвардия", молодежная организация прокремлевской "Единой России", которая в это самое время собралась в лагере на озере Байкал, теперь будет вынуждена обходиться без некоторых видных деятелей. Патриотические молодежные организации сделали свое дело, теперь они вызывают лишь неловкость. Но до конца их ликвидировать не хотят - кто знает, для чего они могут еще понадобиться.
Между тем в рядах "Наших" о себе заявляют и такие ее члены, как Мария Зиновьева, 17-летняя трезвомыслящая девушка, которая хочет видеть больше оппозиции. "Я хочу что-то изменить", - говорит она. Пока что здесь никто не понимает, как можно будет удержаться в седле без образа врага. Но в этом вопросе молодежь на Селигере мало чем отличается от Кремля.
Также по теме:
Кремлю больше не нужны "твердолобые гвардейцы" (Обзор прессы)
Война со стрингами (Le Monde)
Битва за сердца и умы молодежи (The Times)