"Мемориал" принял решение прекратить свою деятельность по причине атмосферы террора, царящей в Грозном, пишет Мадлен Леруайе в статье, напечатанной в газете Le Figaro.
Один из руководителей "Мемориала", Александр Черкасов говорит: "Работа по расследованию бесчинств в Чечне смертельно опасна. Мы не можем рисковать жизнями наших коллег, даже если они готовы продолжить работу. Я не могу назвать вам сроки. Нам надо подумать, как работать, как жить без нее", - сказал Черкасов, имея в виду Наталью Эстемирову, убитую 15 июля.
"Если сотрудники "Мемориала" покинут Чечню, кто же будет защищать права граждан?" - изумился чеченский президент Рамзан Кадыров, на которого руководство правозащитной организации возложило ответственность за гибель Эстемировой. Александр Черкасов отказался комментировать высказывание Кадырова. Он лишь напомнил хронологию событий: 7 июля в одном из горных селений был убит предполагаемый боевик; 9 июля Наталья Эстемирова опубликовала информацию о причастности к этому убийству "кадыровцев"; 11 июля Нурди Нухаев, Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике, предостерег грозненский "Мемориал": подобная информация не должна покидать пределов Чечни, деятельность филиала вызывает гнев на самом высоком уровне. "Я не хочу, чтобы что-то произошло", - сказал чиновник. Всем известно, чем дело кончилось: 15 июля была убита Наталья.
"Решение "Мемориала" разумно. Но надо продолжать работу Натальи", - сказала Татьяна Локшина, заместитель директора российского представительства Human Rights Watch и подруга Эстемировой. Помимо "Мемориала", пишет автор статьи, в Чечне зарегистрировано около трех сотен НПО, но активно работают только 30. "По самым серьезным досье работал один или два человека, так хорошо информированных, как Наталья", - говорит Лилия Юсупова, руководитель филиала "Мемориала" в Гудермесе.
Татьяна Локшина опасается, что международные, российские и чеченские НПО, занимаясь проблемами школьного обучения, восстановления селений, оставят без внимания самые важные, по ее мнению, вопросы, и со временем о них забудут.