Слабые места России - органы управления и монополии
Отягощенная советским прошлым, бюрократия все сильнее препятствует устойчивости успехов в реформировании и росте российской экономики. Такой вывод содержится в докладе, представленном Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в Москве. Доклад рекомендует глубокое реформирование государственного управления, форсируемый выход государства из экономики, а также усиление демонополизации.
В принципе, за последние годы Россия де-юре достигла впечатляющих успехов на пути преобразования полностью плановой и регулируемой государством экономики в рыночную. Однако, чем дальше продвигаются реформы, тем сильнее де-факто государство и его недовольная реформами бюрократия мешают успешной трансформации и тем самым омрачают перспективы экономического роста в России. Поэтому реальное изменение функций государства становится центральным реформаторским вызовом, констатирует ОЭСР в своем докладе Russia - Building Rules for the Market, который она представила в понедельник в Москве.
Слабое государство с сильными бюрократами
России не нужен примат сильного государства, ей нужно государство, устроенное иначе, чем Советский Союз, пишут экономисты ОЭСР в своем докладе. Задачей советской бюрократии было управление экономической деятельностью, утверждение планов и заданий, поощрение или наказание исполнителей в зависимости от того, выполнен план или провален. Даже несмотря на реформы, которые продолжаются второе десятилетие, коренных изменений в структуре российского государства и в деятельности российской бюрократии не произошло, отмечают парижские экономисты. Бюрократия по-прежнему стремится отяготить гражданина и предпринимателя, словно "подчиненных", все новыми задачами и требованиями, слишком часто впрямую вмешивается в функционирование рынка вместо того, чтобы регулировать его политическими методами.
Как и в советские времена, российское управление все еще состоит из огромного количества независимых и одновременно частично дублирующих друг друга органов. Деятельность чиновников все еще базируется преимущественно на личных контактах и связях, а не на разумной организации и прозрачных правилах. Это построение объясняет один из основных парадоксов постсоветской России: страна имеет слабое государство с сильными функционерами и чиновниками.
Теми же причинами ОЭСР объясняет и распространенное злоупотребление служебным положением, а также зафиксированное многими исследованиями распространение коррупции на местах. Поэтому организация развитых стран, полноправным членом которой стремится стать и Россия, рекомендует Москве подчинить чиновничий аппарат единым правилам и осуществить вертикальную интеграцию администрации. Необходимо изменить кадровую политику, базирующуюся на личных отношениях, а труд чиновников, без которых действительно нельзя обойтись, оплачивать в соответствии с рыночными нормативами.
Чтобы достичь успехов в борьбе с коррупцией, нужно не только уменьшить чрезмерную зарегулированность и создать новые правила. Еще необходимы механизмы, дающие заинтересованным лицам возможность для эффективного обжалования этих правил, а также для адекватного наказания тех, кто их нарушает.
Меньше государства - больше конкуренции
Также из доклада ОЭСР следует, что переход в России значительной части экономики в частные руки имел однозначно положительные последствия, хоть и результаты приватизации можно оспаривать в законном порядке. Приватизированные предприятия были реструктурированы; их производительность заметно возросла. При этом впечатляющие результаты дает сравнение, проведенное по отраслям. Из 30 секторов экономики в 1997-2003 годах лишь в четырех отмечался спад производительности труда. Все они отличаются высоким уровнем государственного присутствия. Наихудший результат, причем с большим отрывом, продемонстрировал газовый сектор, в котором преобладает нереформированный полугосударственный монополист "Газпром".
Несмотря на быстро растущие зарплаты, в среднем по всем отраслям издержки на рабочую силу в единице продукции снизились в 2003 году - не в последнюю очередь благодаря росту производительности труда - на одну четверть по сравнению с 1997 годом, однако в секторе природного газа они стали выше примерно на 107%.
Уже потому, что российское государство оказалось крайне неэффективным владельцем активов, ОЭСР высказывается за дальнейшую приватизацию и против наблюдаемой в последнее время тенденции, когда государственные функционеры хотят восстановить прямой контроль над значительной частью российской экономики. От реформы в секторе природного газа отказываться нельзя ни в коем случае. То же самое касается электроэнергетики, железнодорожного сообщения и банковского сектора, где уже состоялся ряд реформ, однако необходимо продолжить их либерализацию, денационализацию при одновременном изменении системы их регулирования в сторону обновления и улучшения.
Кроме того, ОЭСР в своем докладе настаивает на усилении конкуренции. В то время как упомянутые государственные монополии и бюрократия тормозят конкуренцию и структурные преобразования, в сильно сконцентрированной частной российской экономике господствует опасное пристрастие к установлению более рентабельного, но неэффективного и тормозящего инновации монопольного положения, констатируют парижские экономисты. Поэтому они рекомендуют безотлагательное укрепление независимости, компетенции и полномочий органов власти, отвечающих за конкуренцию, и советуют по возможности одновременно отказаться от формальных - а чаще неформальных - ограничений для иностранных инвестиций, чтобы иностранные конкуренты могли импортировать технологии и тем самым оказывать полезное конкурентное давление на внутреннюю экономику.
С рекомендациями, как улучшить перспективы экономического роста России, ОЭСР попала в точку. Она даже получила поддержку от российского министерства экономики. Неясно лишь одно - хватит ли у Кремля для этих преобразований политической воли.