В течение десятка лет США старались сделать Саддама сильным. Затем он показался им слишком опасным.
Если бы не эта фотография! Отпечаток получился смазанным, к тому же ему почти двадцать лет, но это сенсация. На фотографии изображен Дональд Рамсфельд, который, улыбаясь своей известной сегодня на весь мир улыбкой, пожимает руку Саддаму Хусейну. Фотография является одним из немногих вещественных доказательств когда-то тесного сотрудничества между США и иракским диктатором Саддамом Хусейном. Тогда, в декабре 1983 года, сегодняшний министр обороны был председателем правления американского фармакологического концерна G.D. Searle & Co. С этой работой превосходно увязывались задания, которые давал ему президент Рональд Рейган. Рамсфельд был уполномоченным президента по Ближнему Востоку и консультантом по "контролю над вооружением".
"Великий сатана"
В этом качестве Рамсфельд в 1983 году посетил главного человека в Багдаде. Однако в это время речь между США и Ираком шла не о контроле, а о поставке оружия. Ведь Ирак вел войну против соседнего Ирана, где враг Америки, аятолла Хомейни, лишил в 1979 году трона дружественного Америке шаха. Из-за этого рухнул один из двух столпов, на которых зиждилось влияние Вашингтона в регионе ? вторым уже тогда была Саудовская Аравия. В своей рьяной кампании против "Большого сатаны" США не ограничился суровыми словами в адрес Хомейни. Тянувшимся целый год удержанием в заложниках 52 американских дипломатов и солдат он нанес США глубокую моральную травму. Соответственно, Персия в самое короткое время превратилась для США и всего западного мира из вассала в весьма враждебно настроенный и непредсказуемый Иран, который собирался экспортировать свою исламскую революцию в другие арабские государства.
Поэтому американское руководство с удовлетворением наблюдало за тем, как осенью 1980 года иракские войска по приказу Саддама Хусейна обрушились на соседнюю страну. Его целью была аннексия провинции Хузистан с ее богатыми нефтяными месторождениями. Однако иракская ? и, пожалуй, также американская ? надежда на быструю победу не оправдалась. Уже в январе 1981 года иранцы остановили вторжение. В 1982 года Хомейни перешел в контрнаступление. Его целью были святые места шиитов в Южном Ираке и Басре, втором по величине иракском городе, расположенном посреди больших нефтяных месторождений.
Послание президента
Однако приближающаяся опасность иранской победы вызывала в Вашингтоне опасение. В результате победы Хомейни в руках исламских революционеров могли оказаться нефтяные месторождения в Персидском заливе, что поколебало бы стабильность в регионе. Чтобы предотвратить это, Саддама надо было поддержать политическими и военными средствами ? таковы результаты анализа, проведенного в США.
В качестве первого шага в политическом сближении правительство США вычеркнуло в 1982 году Ирак из списка тех стран, которые подозревались в поддержке международного терроризма. Затем Пентагон начал снабжать иракское военное руководство снимками с театра военных действий, полученными со спутника. Эти сведения давали Ираку возможность закрыть бреши в кольце обороны вокруг Басры. Американский политолог Кеннет Поллак описываете в своей книге "Бушующий шторм" дальнейший ход событий: "С 1983 года Вашингтон оказывал также экономическую помощь. Правительство предоставляло кредиты для покупки американской сельскохозяйственной продукции. Это давало Ираку возможность тратить на военные цели те деньги, которые в противном случае он должен был бы расходовать на закупку продовольствия. Вашингтон также продал Багдаду 70 вертолетов, поставлявшиеся якобы в гражданском варианте, которые Ирак, однако, быстренько переоборудовал для использования в военных целях".
Сближение ускорялось, и в декабре 1983 года Рамсфельд по заданию Рейгана прилетел в Багдад. Он передал Саддаму Хусейну личное послание президента, и на следующий год две страны полностью восстановили дипломатические отношения. В это время ЦРУ уже имело в Багдаде хорошо оснащенное отделение, которое служило, прежде всего, тому, чтобы снабжать иракцев данными спутников-шпионов в их войне против Ирана.
Но решающей датой стал март 1985 года. Тогда Вашингтон разрешил американским фирмам экспортировать в Ирак высокотехнологичную продукцию, то, что до тех пор было запрещено. "Самые современные технологии, которые Багдад закупил благодаря снятию данного запрета, стали решающим условием для осуществления программы Саддама по производству оружия массового уничтожения", - пишет Поллак.
Нефть по льготной цене
И вот Саддам Хусейн применил его. Но не против Ирана, а против иракских курдов в собственной стране, которые находились под гнетом багдадского режима и поэтому объединились с иранцами. Наиболее ужасающий пример ? это химическая атака на деревню Халабья, жертвой которой в марте 1988 года стало не менее 5000 мирных курдских жителей. Мировое общественное мнение выступало с протестами, но только не правительство Рейгана. Президент даже применил право вето в отношении санкций против Ирака, решение о введении которых было принято конгрессом США.
Режим в Багдаде отблагодарил его. Он не только возвратил в срок все кредиты, но и поставлял нефть в США по льготной цене: на доллар за баррель ниже уровня мировых цен. Так в 1987-1988 годах экспорт иракской нефти в США возрос в четыре раза и составил 126 млн баррелей.
После войны, которая закончилась перемирием в августе 1988 года, новое американское правительство Джорджа Буша-старшего приложило все усилия для дальнейшей нормализации отношений. Стратеги в Вашингтоне ? многие из них являются сейчас советниками Буша-младшего ? считали Саддама Хусейна скорее консерватором, но, прежде всего, конечно, антикоммунистом, с которым можно сотрудничать длительное время. Обширная помощь в восстановлении страны должна была стабилизировать режим и сохранить Соединенным Штатам союзника в регионе. В одной из первых подписанных Бушем в 1989 году директив по безопасности, говорилось, что "Соединенные Штаты должны дать Ираку экономические и политические стимулы, чтобы смягчить его действия и укрепить наше влияние".
Предлог для нападения
При этом известные во всем мире нарушения прав человека иракского правителя и обладание им оружия массового уничтожения в расчет не принимались. В конце концов, Саддам Хусейн дошел до разработки программы ядерного оружия, чтобы сравняться по ядерному потенциалу с Израилем. Такова горькая ирония американо-иракских отношений: США, несмотря на интенсивную работе в Ираке ЦРУ и других спецслужб, несмотря на свой собственный вклад в его вооружение, мало что знали об этих планах. То же самое относится к длительной подготовке агрессии против Кувейта.
Нападение на соседнюю страну положило в 1990 году конец сотрудничеству. Теперь Саддам Хусейн был объявлен руководством США одним из самых опасных людей в мире, а Ирак был занесен в черный список стран-изгоев. Во время первой войны в Персидском заливе американцы били его ? но пощадили.
Десять с лишним лет спустя Буш-младший снова открыл Саддама Хусейна. Теперь он послужил предлогом для американского нападения якобы в интересах мировой безопасности. О том, что Вашингтон в течение долгих лет способствовал тому, чтобы оснащать этого диктатора всем необходимым и сохранить ему власть, узнать сегодня в США практически невозможно. Если бы не эта фотография, на которой Дональд Рамсфельд пожимает руку Саддаму Хусейну.