Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 мая 2007 г.

Мортон Абрамович | The Guardian

Решающая роль Европы

Решение по Косово поднимает серьезные вопросы, касающиеся отношений ЕС с Россией, а также стабильности на Балканах

Столкнувшись с распадом Югославии в 1991 году, бывший председатель Совета ЕС Жак Поос сделал свое знаменитое, но теперь всеми осмеянное заявление: "Это час Европы, а не час американцев". Чему ЕС научили последующие четыре года балканских катастроф под его правлением, сейчас проверяется очередным поворотным моментом и потенциальным кризисом - вопрос в том, когда и как Косово суждено стать независимым. И снова роль Европы может оказаться решающей.

Решение по Косово может и не означать перспективу возобновления полномасштабного конфликта, но оно ставит серьезные вопросы по поводу отношений Европы с Россией и США, равно как по поводу стабильности на Балканах. Хотя США много ставят на результат, очевидно, что наиболее значимые интересы в регионе у стран Европы, и, возможно, на сей раз они возьмут на себя соответствующую руководящую роль.

На протяжении как минимум дух ближайших месяцев Совет Безопасности ООН будет обсуждать план будущего Косово, с трудом выработанный за год "переговоров" между Белградом и Приштиной под эгидой посланника ООН и бывшего президента Финляндии Марти Ахтисаари. План предусматривает "контролируемую независимость" для Косово, максимальную защиту для сербов и других меньшинств и контролирующую роль для ЕС.

Предложение Ахтисаари является признанием того, что соглашение между сторонами невозможно и нет конструктивной альтернативы независимости Косово.

Вместе с США, ЕС коллективно поддерживает предложение Ахтисаари. Но по отдельности некоторые страны Европы - Испания, Греция, Италия, Кипр, Румыния, Словакия и Австрия - скептически или отрицательно относятся к независимости Косово, что вызывает глубокие сомнения в решимости ЕС.

Тем временем премьер-министр Сербии Воислав Коштуница разворачивает неутомимую и на удивление дипломатически эффективную кампанию, понося Ахтисаари и его предложение. Он усилил позиции многих в Европе, кто с недоверием относится к попытке бросить вызов территориальной целостности одной из стран, или до сих пор заявляет, что верит в переговорное урегулирование.

Больше тревожит нынешняя неуверенность, что шаткая Европа устоит против России, с которой Сербия связывает надежду на сохранение суверенитета над Косово. Пока Кремль решительно заявляет, что примет только такой вариант урегулирования, на который согласились обе стороны, по существу, поддерживая позицию Сербии.

Пока Россия транслирует идею вето, ее нынешняя стратегия заключается в том, чтобы затягивать голосование в Совете Безопасности как можно дольше, отправив в Косово новую миссию по сбору фактов, за которой, вероятнее всего, последуют новые требования поисков переговорного урегулирования. Сербия рада задержке, так как надеется, что это спровоцирует насилие недовольных косоваров, таким образом усилив в Европе противодействие независимости и поддержав стремление Сербии сохранить статус-кво или, в самом крайнем случае, разделить Косово.

Некоторые страны Европы, похоже, считают, что они могут сохранить консенсус ЕС в поддержке плана Ахтисаари, но разрешить России затягивать решение на том основании, что задержка не бессмысленна, а дополнительные переговоры могут принести что-то лучшее. Но, принимая такой подход, они мешают собственному посланнику и вполне могут стимулировать насилие, нетерпимость к которому они проповедуют.

История не предлагает серьезных утешений. В прошлом то, как ЕС вел отношения с Сербией, только способствовало непримиримости. Вместо того чтобы постоянно давать понять, что независимость Косово - это непременное условие членства в ЕС, важного для модернизации Сербии и стабильности на Балканах, лидеры ЕС вроде Хавьера Соланы прославляют Коштуницу как великого демократического лидера. Они неутомимо, но безуспешно давили на лидеров Черногории, требуя остаться в бесполезном союзе с Сербией, попустительствовали сомнительному референдуму о новой конституции, проведенному Коштуницей в 2006 году, в ходе которого Косово было объявлено частью Сербии, и ослабили требования сотрудничества Сербии с Международным трибуналом в Гааге.

Реализация предложения Ахтисаари будет зависеть от солидарности и настойчивости ЕС в сочетании с сильной американской поддержкой, чтобы пройти через череду дебатов в ООН, лоббировать скептически настроенных непостоянных членов Совета Безопасности и убедить Россию воздержаться, а не применять вето.

Многие считают, что Россия не станет рисковать своими отношениями с Европой и США и в итоге воздержится, если страны Запада останутся твердыми. Но Россия, похоже, пребывает в голлистском настроении и имеет другие важные проблемы, вызывающие трения между США и Европой. Россия Путина - это не Россия времен Ельцина, когда Запад мог просто отмахиваться от российских опасений. Европа уязвима на многих фронтах, особенно в плане зависимости от российской энергии, а ослабленное американское президентство уменьшило влияние США в России.

Если Россия наложит вето на план Ахтисаари, на фасаде единства ЕС, вероятно, появятся трещины, так как многие европейские страны откажутся либо присоединяться к США в признании независимости Косово без благословения ООН, либо отправлять туда наблюдательную миссию. С этого начнется новая беспокойная эпоха на Балканах, и на кон будет поставлено не только Косово. На фоне беспорядка в ООН и западном альянсе регион может понести дальнейший ущерб - по вине российской политики.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru