21 мая 2010 г.

Роберт Ли Хотц | The Wall Street Journal

Ученые создали искусственную жизнь

Впервые в истории создана искусственная живая клетка, которая всецело управляется рукотворным геномом, излагает The Wall Street Journal вчерашнее заявление ученых из частного J.Craig Venter Institute. Работами руководили пионер геномики Крейг Вентер и биоинженер Дэниел Гибсон. "Экспериментальный одноклеточный микроорганизм, способный размножаться, открывает дорогу для манипуляции биологической жизнью в ранее недостижимом масштабе", - пересказывает корреспондент Роберт Ли Хотц мнения исследователей и специалистов по научной этике. Ранее ученые лишь редактировали ДНК по кусочкам, получая генномодифицированные растения и животных.

Достижение, о котором сообщается в статье в научном журнале Science, подогреет споры об этичности создания искусственной жизни, а также о юридически-правовых моментах и общественной опасности таких работ. "Это поворотный момент в отношениях человека с природой: впервые создана целая искусственная клетка с заранее заданными свойствами", - пояснил молекулярный биолог Ричард Эбрайт из Университета Рутджерса. По мнению экспертов, вскоре метод будет использоваться в коммерческих целях: некоторые компании уже разрабатывают живые организмы, способные синтезировать топливо, вакцины и др. Компания Synthetic Genomics Inc., основанная Вентером, заключила с Exxon Mobil Corp. контракт на 600 млн долларов на разработку водорослей, способных поглощать углекислый газ и производить топливо.

Ученые фактически претворили компьютерную программу в новое живое существо. Взяв за основу бактерию вида Mycoplasma capricolum, они внесли в компьютер полную расшифровку ее генома, заменили некоторые фрагменты в этом "тексте" своими собственными "сочинениями" и получили модифицированный вариант бактерии другого реально существующего вида - Mycoplasma mycoides. "Мы изготавливаем геном из четырех пузырьков химикатов, вносим искусственный геном в клетку, и наш искусственный геном подчиняет клетку себе", - разъяснил один из руководителей проекта Дэниел Гибсон. Бактерии присвоено имя Mycoplasma mycoides JCVI-syn1.0. "Чтобы обособить эту новую бактерию и всех ее потомков от творений природы, Вентер и его коллеги вставили в геном свои имена, а также три цитаты из Джеймса Джойса и других авторов. Эти "генетические водяные знаки" помогут ученым предъявить право собственности на клетки", - поясняет издание.

Источник: The Wall Street Journal