Сегодня для испанских политиков полемические сравнения друг друга с нацистами - обычное дело, замечает La Vanguardia. Кто-то называет пикетирование домов, где проживают политики, "чистым нацизмом", кто-то намекает, что аргументы противника основаны на принципах геббельсовской пропаганды и так далее, пишет журналистка Лорена Ферро.
Со своей стороны, уроженец Аргентины Марио Синай, имеющий докторскую степень по специальности "преподавание истории Холокоста", уверен: апеллируя к истории в своих интересах, политики впадают в прискорбную "банализацию" одного из самых трагических событий. Синай - внук евреев, покинувших Польшу в 30-е годы, причем все их родственники, которые остались в стране, погибли. С 37 лет Синай живет в Израиле, одно время возглавлял отдел в музее Яд Вашем.
"Как вы думаете, почему сейчас так часто упоминают о нацизме?" - спросила журналистка.
"Вообще говоря, происходит банализация того, что никак нельзя превращать в банальность", - заметил Синай. Он призвал не забывать, что нацизм был преступным режимом, который систематически преследовал и убивал людей определенных национальностей и убеждений - от евреев до гомосексуалистов и свидетелей Иеговы. Поэтому сравнения с какими-то современными явлениями - по крайней мере, с теми, о которых упоминают испанские политики в полемическом задоре - неуместны. Упомянув о пикетировании, Синай добавил: "Если бы преследования евреев при нацизме сводились к такому пикетированию...".
"Недавно в одном документальном фильме провели параллели между национализмом и нацизмом. Что опаснее - подобные высказывания политиков или заявления СМИ?" - спросила журналистка.
"И то, и другое опасно. СМИ имеют огромную власть над массами, так как приходят буквально в каждый дом. А политики обычно больше манипулируют людьми, чем СМИ. Я думаю, что политикам надо быть честнее с самими собой, со своей публикой и с историей, не прибегать к сравнениям, которые никоим образом не справедливы", - ответил Синай.
"А что бы произошло, если бы такие высказывания прозвучали в Израиле или в Германии?" - спросила журналистка.
Синай с печалью признал, что даже в Израиле, даже в Кнессете иногда прибегают к подобным сравнениям. Он указал на опасность: "Мало информированные люди могут подумать, что нацисты пикетировали дома евреев, цыган или гомосексуалистов, между тем как в реальности этих людей систематически преследовали и убивали".
Синай также полагает, что сравнения с нацизмом - удобный способ привлечь внимание, так как тема всегда вызывает горячий отклик.
"В Каталонии еврейские организации просят издать закон о запрете банализации всего, связанного с Холокостом. Каково ваше мнение?" - спросила журналистка.
"Эту проблему нельзя решить, издавая законы. Просто люди должны чутко относиться к этой теме, располагать знаниями об исторических событиях и понимать, что сравнений быть не может. Я не знаю ни одного другого случая, который можно было бы сравнить с Холокостом", - сказал Синай. Он также призвал рассматривать Холокост как общечеловеческую трагедию, а не как трагедию еврейского народа: "это человек так обошелся с другими людьми".
Синай также против легкомысленного использования образа Гитлера: "во многих случаях не осознается масштаб всеобщей катастрофы, к которой он привел свою страну, а затем и весь мир". Нужно уважать свободу самовыражения, но проявлять осмотрительность, советует он.
Ученый рассказал, как преподают историю Холокоста в музее Яд Вашем. Первое: рассказ о людях на исторической основе: "как, где и когда это случилось, что произошло с людьми". Синай работает с дневниками детей и подростков времен Холокоста. Второе - рассказ о еврейской культуре, которая была уничтожена вместе со своими носителями, о великих раввинах и художниках. Третье - рассказ о действующих лицах. Синай выделяет четыре категории: палачи, жертвы, пассивные наблюдатели и праведники, спасавшие евреев ("их было мало, но они озаряли светом эту мрачную эпоху"). Четвертое - ценности иудаизма и общечеловеческие ценности: демократия, толерантность, взаимоуважение, диалог.
Синай коснулся темы Холокоста в кино. "Список Шиндлера" "сделал великолепную работу на мировом уровне, с которой лучше не могли справиться ни Яд Вашем, ни государство Израиль", - заметил он. Эта картина, а также "Побег из Собибора" и "Пианист" верны исторической правде.
"Но некоторые фильмы, сделанные из лучших побуждений, мешают нашей работе", - посетовал Синай. Например, "Жизнь прекрасна" Бениньи не годится для неподготовленной аудитории: можно подумать, что Холокост был игрой в прятки. "Мальчик в полосатой пижаме" - книга прекрасная, экранизация неудачная, зритель сопереживает сыну коменданта концлагеря, а не мальчику, который погиб в газовой камере.
Важнейший урок, который следует извлечь из Холокоста, - значимость демократии, полагает Синай.
"Некоторые говорят, что кризисная ситуация, в которой мы оказались, похожа на обстановку в Германии перед появлением нацизма", - заметила журналистка.
Синай признал, что в Испании напряженная политическая ситуация, а это плодородная почва для нацизма. "Нацизм возникает из демократии, из экономического кризиса, из популистских фраз, манипулирующих массами, а затем перерождается в нечто принципиально иное", - добавил он.