Если вы хотите оценить состояние национальной экономики, достаточно просто посмотреть на условия для предпринимателей, пишет обозреватель немецкой газеты Die Welt Эдуард Штайнер. А в России для них создана крайне враждебная атмосфера, российские предприниматели стали редким видом, в то время как на экономической сцене главенствуют неконкурентоспособные госпредприятия и принадлежащие олигархам концерны. Так, по данным Global Enterpreneurship Monitor, в настоящее время только 2,2% россиян хотели бы начать свое собственное дело. А это, замечает автор, самый низкий показатель из всех участвовавших в исследовании стран. Например, в других государствах-участниках BRICS вроде Бразилии, Индии, Китая или ЮАР тот же самый показатель находится в районе 21%.
Кроме того, Минэкономразвития России снизило прогноз экономического роста страны с 3,6% до 2,4%, что, как заявил бывший министр финансов Алексей Кудрин, для государства, входящего в BRICS, равносильно стагнации. Да и дела, продолжает автор, могут пойти еще хуже, ведь нынешний министр экономического развития Андрей Белоусов не исключил возможности того, что рост может упасть ниже отметки в 2%.
Все дело в том, подчеркивает Штайнер, что новых двигателей развития экономики взамен нефти, генерировавшей в лучшие времена - до 2008 года - экономический рост до 7% ежегодно, так и не было найдено. Все указывает на то, что нефтяная модель исчерпала себя.
А потому, поясняет автор, настроение у российской политической верхушки не самое лучшее - на кону ведь стоит многое: "Застопорится экономика, не будет средств выполнять социальные обязательства, в результате чего к протесту среднего класса присоединятся еще и низшие слои населения".
Конечно, падение экономического роста в 2009 году на 7,9% выглядело куда более драматично, но тогда ситуацию удалось спасти благодаря денежным резервам. Нынешний же экономический спад, считает директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев, будет продолжаться "намного дольше и потребует куда больших вложений".
"Окно возможностей", по мнению министра Белоусова, составляет "три-четыре, максимум пять лет". В результате перебалансировки мирового энергетического рынка цены на нефть перейдут на более низкий уровень - снижение составит 20-30%, и тогда "нацфонды (...) уже не спасут". А потому куда более логичным шагом было бы инвестирование средств в здравоохранение, образование, пенсионную систему и транспортную инфраструктуру, для чего потребовался бы ресурс, который, как сказал Белоусов, способна генерировать экономика, растущая на 5-6% в год.