Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 ноября 2000 г.

Эндрю Джек | Financial Times

Путин выстраивает в России "властную вертикаль"

Нижний Новгород - место ссылки советского диссидента Андрея Сахарова в 80-х годах и место рождения целого поколения либеральных экономических реформаторов в 90-х - становится символом совершенно другого типа политических преобразований.

Сергей Кириенко, бывший премьер-министр и политик правого толка, был одним из представителей той волны реформаторов. Этим летом он вернулся в свой родной город, чтобы заложить там основы для претворения в жизнь одной из наиболее амбициозных реформ Путина: усиления контроля центра над российскими регионами.

Практически без предупреждения этой весной Путин озвучил свой план по разделу страны на семь административных суперокругов. Каждый из них включает ряд ныне существующих регионов и каждый контролируется полномочным представителем президента; таким как Кириенко, который неподотчетен местному руководству и подчиняется непосредственно Кремлю.

Новая система призвана помочь покончить с коррупцией и злоупотреблениями со стороны региональных лидеров, свести к минимуму административные различия между регионами и обеспечить претворение в жизнь амбициозных планов федерального руководства.

Тем не менее появляется все больше критиков, предупреждающих, что речь идет о плохо продуманной бюрократической мере, которая в лучшем случае окажется неэффективной, а в худшем - приведет к еще большей коррупции и усилит политическую напряженность. Более того, по их мнению, то, как осуществляется эта реформа, свидетельствует об отсутствии у Путина и его администрации политического опыта, а также об их неспособности осуществлять серьезные реформы.

Сам Кириенко, своим назначением обязанный лояльности по отношению к Путину, лояльности, которую Кириенко проявляет с конца прошлого года, почти не сомневается в необходимости укрепления "властной вертикали" между центром и регионами. По его словам, после десяти лет правления Бориса Ельцина, когда губернаторы брали власти столько, сколько хотели, настало время для перемен.

"Фактически невозможно осуществлять экономические реформы в стране, где нет единого рынка и правовой системы", - говорит он. В качестве примера этой ?неоднородности? он приводит ситуацию в своем Приволжском округе (под его контролем находится 15 регионов), где его штаб обнаружил, что почти 570 указов и постановлений, принятых за последние годы губернаторами и региональными законодательными собраниями, противоречат федеральным законам.

Некоторые законы, такие как кодекс о земельной реформе в Самарской области, более радикальны, чем федеральное законодательство, и могут быть использованы в качестве модели для принятия новых законов на федеральном уровне. Однако, по словам Кириенко, большинство законов должны быть приведены в соответствие с федеральными нормами.

Губернатор Нижегородской области Иван Скляров отражает мнение свои коллег и поддерживает - по крайней мере на словах - инициативу Путина. "Новый порядок оправдан, - говорит он. - Нам было необходимо перенести власть президента и правительства поближе к регионам. Если бы этого не сделали, мы могли бы столкнуться лицом к лицу с сепаратизмом и другими негативными последствиями".

Однако есть и те, кто считает по-другому.

В числе тех, кто больше всего критикует региональные реформы, следует назвать губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя и президента Башкортостана Муртазу Рахимова, который в этом месяце выступил категорически против создания семи суперокругов, назвав их ненужными.

Подобные аргументы отчасти свидетельствуют о стремлении губернаторов сохранить свободы, завоеванные ими в прошлом десятилетии. Однако критики предупреждают также об антидемократической направленности региональных реформ Путина, которые, по их мнению, не нужны и не подходят даже для достижения заявленных целей.

"Я не идеализирую губернаторов, однако их избрал народ, и они уже стали влиятельными и опытными политиками, - считает политолог Сергей Борисов. - В Москве действительно считают, что все они плохие, однако все необходимые механизмы для ограничения их власти уже существуют".

Глава Чувашии Николай Федоров высказывается даже более откровенно, называя новые суперокруга "лишним, недемократическим уровнем", который замедлит процесс принятия решений и создаст более благоприятные условия для коррупции.

По его мнению, решение Путина приступить к региональной реформе без должных консультаций олицетворяет его стиль работы в спецслужбах, где структура управления намного проще и замыкается непосредственно на него.

Действительно, хотя Кириенко раньше был бизнесменом и политиком, остальные шестеро его коллег являются выходцами или из спецслужб, или из вооруженных сил.

"Я боюсь, что эта реформа отражает менталитет тоталитарной системы сверхбюрократизированного государства, то есть, по сути, большевизма", - говорит Федоров.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru