Сгущается атмосфера вокруг Сирии: ЛАГ наращивает давление на президента Башара Асада, Турция не исключает военных действий. Помимо Ирана, сирийский режим поддерживают Россия и Китай, пишут СМИ, российские военные корабли войдут в сирийские воды, чтобы не допустить иностранной интервенции. Асад дал интервью The Sunday Times.
"Президент Сирии Башар Асад провоцирует Лигу арабских государств. Он выражает готовность принять миссию наблюдателей только в обмен на невыполнимые условия - и это несмотря на то, что план по мирному урегулированию ситуации в Сирии уже был Дамаском одобрен", - пишет сегодняшняя Sueddeutsche Zeitung. Сирия исключена из организации, однако экономические санкции против Дамаска еще не вступили в силу - члены ЛАГ договорились дать Асаду еще один шанс на прекращение кровопролития, до вторника.
В интервью британской The Sunday Times Асад сделал упор на то, что Дамаск не намерен поддаваться давлению извне, и обвинил ЛАГ в прокладывании пути для иностранного вторжения. По его словам, кровопролитие, в котором его обвиняют, - дело рук "вооруженных террористов", которые фанатично стремятся свергнуть президента.
"В последнее время все более очевидным становится тот факт, что организованные политические преобразования в стране будет осуществить очень сложно", - говорится в статье. Вооруженное сопротивление в борьбе за власть начинает принимать неподконтрольные режиму масштабы, стали множиться сообщения о межконфессиональных столкновениях.
В то время как страны ЕС работают над формулировкой своей осуждающей позиции по Сирии в Совбезе ООН, Турция уже заявила, что не исключает возможности военной операции, пишет немецкое издание.
Лидеры арабских государств создали удобный предлог для западной интервенции в Сирию, заявил Башар Асад в эксклюзивном интервью The Sunday Times. Бывшие союзники по ЛАГ поставили ультиматум: если Асад не прекратит "кровавые репрессии", по их выражению, будут введены экономические санкции. Срок ультиматума истек 19 ноября, напоминает журналистка Хала Джабер. Асад предостерег: любая попытка интервенции повлечет за собой форменное "землетрясение", которое тряхнет весь Ближний Восток.
Журналистку поразил контраст между "водоворотом убийств" в Сирии и мягкими манерами президента. Асад похож на молодого топ-менеджера, пишет Джабер. "Прямо не верилось, что улыбчивый человек в темном костюме, который тепло здоровался с обслугой дворца Тишрин и сам нес свой багаж, занимается чем-то другим. У Асада трое детей, старшему 9 лет. Однако это президент Сирии, именем которого было убито, как считается, более 3500 человек за 8 месяцев стычек".
Выход не в том, чтобы отвести правительственные войска, сказал Асад в интервью. "Единственный выход - это искать вооруженных людей, преследовать вооруженные банды, не допускать ввоза оружия из соседних стран, предотвращать саботаж, обеспечивать правопорядок", - заявил он.
Асад провел у власти 11 лет и философски относится к мнению внешнего мира о собственной персоне, замечает журналистка. Признает ли Асад, что его армия и полиция слишком агрессивно обращаются с мирными демонстрантами? "Он признал, что ошибки были, но уверял, что в них виновны отдельные лица, а не государство", - говорится в статье. По словам Асада, виновники злоупотреблений привлечены к ответственности.
Требования реформ в Тунисе, Египте и Ливии плохо кончились для лидеров государств, напомнила журналистка. Асад ответил, что в Сирии другая ситуация. "По его словам, будь там похожая ситуация, события давно бы приняли иной оборот", - передает издание.
Исход конфликта в Сирии чрезвычайно важен из-за ее местоположения во взрывоопасном регионе (Сирия граничит с Ираком, Ливаном и Израилем) и конфессионального состава населения: алавиты, к которым принадлежит правящая элита, составляют 12%, а сунниты - 74%. "Приход суннитов к власти может возыметь непредсказуемые последствия для сложных отношений Сирии с соседями, особенно если возобладают воинствующие фундаменталисты", - говорится в статье. По мнению автора, ради стабильности в стране Асад готов подавлять все ростки фундаментализма. "Дипломаты от Лондона до Вашингтона разделяют опасения, что малейшая дестабилизация в Сирии может сотрясти весь регион", - пишет автор.
Асад сказал, что через шесть дней после начала акций протеста в Сирии он запустил процесс реформ, но обнаружил, что некоторые оппоненты в ответ взялись за оружие. За 8 месяцев стало ясно: налицо не "мирные демонстрации, а вооруженная операция". И все же он намерен в феврале или марте провести выборы: "У нас будет новый парламент, а затем - новое правительство, новая конституция, в которой будут заложены базовые механизмы выборов президента". Асад обещает уйти, если проиграет президентские выборы.
"По слухам, Турция рассматривает план введения бесполетной зоны и буферной зоны с сирийской стороны их общей границы, дабы защитить мирных граждан от бомбежек. Усиливаются подозрения, что последуют военные действия против Сирии", - пишет газета. На вопрос, будет ли Асад в случае войны сражаться, готов ли он умереть в бою, президент ответил: "Определенно. Это ясно без слов. Это непреложный факт".
Как сообщило в четверг одно из сирийских информагентств, в территориальные воды Сирии войдут российские военные корабли, пишет Haaretz. Этот шаг - недвусмысленный сигнал, адресованный Западу, он означает, что Москва воспротивится любому вмешательству иностранных держав в гражданские беспорядки в Сирии.
В пятницу некий сирийский чиновник сказал, что Дамаск дал принципиальное согласие на допущение в страну миссии наблюдателей Лиги арабских государств. Но Сирия пока изучает детали соглашения, добавил он. На прошлой неделе ЛАГ приостановила членство Сирии и предложила послать туда сотни наблюдателей, которые попытаются прекратить бойню, напоминает издание.
В Сирии решается судьба не только местной диктатуры, но и одного из ключевых стратегических альянсов Ближнего Востока, оси Дамаск - Тегеран - "Хизбалла", пишет Le Monde в редакционной аналитической статье "Причины для поддержки Дамаска Тегераном". Этот альянс является главным элементом стратегии Ирана, направленной на обеспечение своего господства в регионе, подчеркивает издание.
ЛАГ, приостановившая членство Сирии в организации и рассматривающая вопрос об экономических санкциях, действует в контексте латентного регионального противостояния, "своеобразной холодной войны между Ираном и Саудовской Аравией. Здесь можно усмотреть и религиозные мотивы: получая деньги из Тегерана, семья Асадов опирается на алавитов, исповедующих некоторое отклонение от шиитского ислама, преобладающего в Иране и в рядах ливанской "Хизбаллы". Поэтому в случае падения сирийского режима будет уничтожена "шиитская круговая порука" перед лицом арабского мира, в большинстве своем суннитского, и поддерживаемого суннитской же Турцией. Однако поддержка Анкары объясняется не религиозной солидарностью, а стремлением Турции к влиянию в регионе, говорится в статье.
Помимо Ирана, сирийский режим поддерживают еще две крупных державы - Россия и Китай, но они "не могут бесконечно рисковать, служа опорой для кровавой диктатуры, чья изоляция в арабском мире с каждым днем усиливается", полагает издание.
Также по теме:
Удары током за лозунги против режима (The Times)