Активное участие Парижа в женевских переговорах становится проверкой для его дипломатии, пишет Марк Семо в газете Liberation.
"Возможно, идет последний этап перед заключением соглашения по иранской ядерной программе. Да, речь идет лишь о промежуточном соглашении, своего рода "дорожной карте", предполагающей замораживание программы по обогащению урана в обмен на частичную отмену экономических санкций, что откроет путь к возможному подписанию окончательного договора через несколько месяцев, - говорится в статье, - но этот поворот не утратит своего исторического значения даже спустя 10 лет после начала противостояния. В третий раз за пять недель дипломаты из группы "5+1" вчера в Женеве под руководством главы дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон вели переговоры с дипломатами Исламской Республики Иран".
Пусть вчера, непосредственно перед началом переговоров, Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и настаивал на "консолидации прав Ирана на ядерную энергетику", призывая своих переговорщиков не пересекать "красные линии", в руководстве стран-участниц переговоров сохранялся оптимизм, пишет автор. По словам российского президента Владимира Путина, существует "реальный шанс" достичь компромисса. "Мы находимся очень близко к соглашению, и все сейчас зависит от иранцев", - отметил один из дипломатических источников, напомнив о том, что конечной задачей договора является "восстановление уверенности международного сообщества в строго мирной направленности ядерной программы Ирана".
"Этот новый раунд, кроме всего прочего, является тестом дипломатической состоятельности Франции, - продолжает французское издание. - Несмотря на "промежуточность" соглашения, необходимо добиться того, чтобы Тегеран не продолжал тайно развивать свою программу, как это было в 2003-2004 годах. Отсюда и настойчивость Парижа по некоторым "конкретным и подвергающимся проверке обязательствам". К их числу относится прекращение строительства АЭС в Араке с реактором на тяжелой воде, разработанным для производства плутония. После завершения строительства объекта его невозможно будет разрушить без угрозы радиоактивного заражения всего региона. Речь также идет о международном контроле над всеми иранскими ядерными объектами (страна уже имеет 19 тыс. центрифуг), прекращении обогащения свыше 20% и сокращении запасов уже обогащенного урана (186 кг)".
На этой неделе в ходе визита в Израиль президент Франции Франсуа Олланд заявил: "Мы не пойдем на уступки по вопросу ядерного распространения. Пока мы не будем уверены в том, что Иран отказался от ядерного оружия, мы сохраним все наши требования и наши санкции". Настает момент истины, полагает автор статьи. Если Иран согласится с проектом договора без внесения изменений в последнюю минуту, французская дипломатия добьется большого успеха.