21 октября 2003 г.

Джон Уитфилд | Nature

Ученые обнаружили, что раком болели только утконосые динозавры

Опухоли у динозавров были сходны с опухолями у человека. Это доказывает, что такое заболевание, как рак, существует с очень давних пор и в ходе эволюции не претерпело существенных изменений.

"Заболевания выглядят одинаково, вне зависимости от того, какое живое существо ими страдает", - говорит рентгенолог Брюс Ротшилд из медицинского колледжа Northeastern Ohio Universities College of Medicine в городе Рутстаун.

Возглавляемая Ротшильдом команда специалистов, вооруженная переносным рентгеновским аппаратом, объездила Северную Америку и просканировала 10 тысяч позвонков динозавров из более 700 музейных экспонатов. При этом они исследовали таких хорошо известных динозавров, как стегозавры, трицератопсы и тираннозавры.

Оказалось, что только одна группа - гадрозавры (утконосые динозавры) - страдали от рака. В костях 97 особей этой травоядной группы динозавров, живших в Меловой период (около 70 млн лет назад), ученые обнаружили 29 опухолей.

Вопрос об опухолях у динозавров обсуждался и ранее, однако впервые было проведено широкомасштабное исследование этой проблемы. Ученые обнаружили, что некоторые костные повреждения, которые раньше принимали за последствия рака, на самом деле представляют собой плохо зажившие переломы.

Доподлинно не известно, что именно вызывало у гадрозавров рак, хотя господин Ротшильд указывает на то, что они питались хвойными растениями, которые содержат большое количество канцерогенных веществ. Строение их костей также говорит о том, что эти животные были теплокровными. Это тоже могло увеличить у них вероятность возникновения рака.

"Мы очень мало знаем о болезнях динозавров, - говорит палеонтолог Дэвид Норман из Кембриджского университета в Великобритании. Например, вопрос о том, почему у гадрозавров наблюдается больше поражений в районе хвоста, очень интересен, однако, быть может, на него так и не удастся найти ответ".

Возможно, эти животные жили дольше других, что оставляло больше времени для развития опухолей, предполагает он.

Образования, которые наиболее часто встречались ученым, были гемангиомами - доброкачественными опухолями кровеносных сосудов, которыми страдают около 10 процентов людей. "Если бы я показал кости динозавра врачу, то он бы поставил такой же диагноз", - говорит Ротшилд.

Трехметровый эдмонтозавр (назван так по городу Эдмонтон в Канаде, где он был найден) имел больше всего опухолей и был единственным, у кого была обнаружена злокачественная опухоль. Около трех процентов его костей имели опухоль какого-либо рода.

Рак был обнаружен повсюду, начиная от кораллов и кончая попугаями, однако частотность, с которой злокачественная опухоль встречается в большинстве видов, неизвестна.

Понимание причин, которые вызывают опухоли у диких животных и вызывали их у вымерших животных, может помочь нам лечить и предотвращать появление онкологических заболеваний у людей, говорит Ротшильд. Кроме того, изучение музейных экспонатов может пролить свет на то, как заболевания изменялись со временем.