Теперь Китай стал третьей страной, пославшей человека в космос. На прошлой неделе Китаем был успешно произведен запуск космического корабля "Шэньчжоу-5". Этот запуск произведен через 42 года после того, как Советский Союз, а затем и Соединенные Штаты отправили в космос свои первые пилотируемые корабли. Столь длительная задержка Китая невольно вызывает вопрос: что же делает пилотируемый космический полет таким трудноосуществимым?
Корабль "Шэньчжоу-5" приземлился в районе Внутренняя Монголия после пребывания в космосе в течение 21 часа.
Китайский тайконавт вышел из имеющего форму капсулы космического корабля, улыбаясь и махая рукой перед телекамерами. Это была сцена, хорошо знакомая каждому, кто наблюдал за возвращением российских космических кораблей "Союз".
Запуск китайского корабля демонстрирует один из двух основных способов, которыми человек может быть отправлен в космос.
В данном случае космонавт находится в космическом корабле, размещенном в верхней части ракеты-носителя. Возвращаемая капсула приземляется при помощи парашюта. Именно этот метод используется Россией и Китаем.
Такой же метод использовался и во время самого первого полета в космос, который совершил советский космонавт Юрий Гагарин в 1961 г. Соединенные Штаты тоже использовали этот метод при запуске первого пилотируемого корабля, что произошло месяцем позже, а также при запуске на Луну корабля "Аполлон".
Другой метод достижения космоса заключается в применении носителей многократного пользования, таких, как американские космические челноки (шаттлы).
В отличие от ракет, которые не могут использоваться многократно, челнок может вновь подняться в космос после проведения необходимого ремонта и профилактики. Когда Соединенные Штаты приступили к разработке модели челнока, они были уверены, что применение многоразовых носителей позволит существенно снизить затраты на космические полеты.
Первый запуск космического челнока был произведен в 1981 г., после трудной и длительной подготовки.
Проблемы, связанные с созданием носителей такого типа, вынудили Советский Союз отказаться от проекта по созданию челнока в 1988 г., после того как был осуществлен экспериментальный запуск беспилотного корабля.
Вскоре и европейские страны отказались от своих проектов по созданию шаттлов. В Японии работы над подобным проектом в то время находились еще в зачаточном состоянии.
Финансовые и технические трудности, возникающие при создании носителя многократного использования, стали единственной причиной, почему мир так долго ждал появления третьего члена клуба космических держав. Китай вошел в этот клуб только потому, что он обратился к старой технологии, полученной из России.
Продолжительность пилотируемых космических полетов тоже была различной. Первый полет американцев длился всего 16 минут. Рекорд поставил российский космонавт, который провел в космосе 437 суток, в период между январем 1994-го и мартом 1995 г.
Однако все эти полеты объединяет главная особенность: участие человека и обеспечение его безопасности во время полета и возвращения на Землю. Различие между пилотируемым и беспилотным космическим полетом заключается в том, что в первом случае дополнительно принимаются меры, гарантирующие жизнеобеспечение при нахождении человека на борту космического корабля и благополучное его приземление.
Все части и детали корабля должны иметь ничтожно малую вероятность сбоя. Основная бортовая система должна иметь две или три резервных системы, которые обеспечат функционирование корабля в случае отказа основной системы. Необходимо предусматривать и меры по спасению космонавтов в чрезвычайной ситуации.
Эксперты по космонавтике говорят, что степень надежности технологий для осуществления пилотируемого полета должна быть несравнимо выше, чем при запуске беспилотного корабля. Вполне естественно, что пилотируемый полет требует более высоких затрат.
"Пилотируемый корабль символизирует надежность современных космических технологий", - подчеркивает Ясунари Матогава, исполнительный директор Агентства космических исследований Японии (JAXA).
В дополнение к технологии, общей для всех космических систем, пилотируемый корабль должен быть оснащен и особыми средствами, обеспечивающими нахождение человека в космосе. Речь идет о широком диапазоне факторов, включая регулирование температурного режима, атмосферного давления и циркуляции воздуха, а также защиту космонавтов от воздействия космической радиации.
В Японии проводилось сравнительно немного открытых дебатов относительно возможности старта пилотируемого корабля. И главным аргументом, выдвигаемым против такого запуска, была его непомерно высокая стоимость.
В токийском районе Касумигасэки, являющемся центром японской правительственной бюрократии, у чиновников уже установилась традиция налагать табу на любые разговоры, касающиеся запуска пилотируемого корабля. Должностные лица правительства считают, что финансовые власти никогда не одобрят расходы, необходимые для подобной программы.
Ведущие эксперты выражают мнение, что на данном этапе международное сотрудничество в космических исследованиях и "разделение труда" между различными странами является единственным путем для дальнейшего развития этого направления.
Впервые предложение о таком сотрудничестве поступило от Соединенных Штатов, которые в 1970 г. пригласили Японию к участию в ряде космических проектов. Но тогда Япония отвергла это предложение, поскольку с момента создания Национального агентства по исследованию космоса, предшественницы JAXA, прошло всего шесть месяцев. Правительство почувствовало, что Япония пока еще не может внести существенного вклада в развитие американских космических программ.
Но некоторые страны Европы и Канада сразу начали сотрудничать с НАСА и приняли участие в проекте по созданию космического челнока. Поэтому гражданам этих стран разрешили подняться на борт челноков, и у них появились собственные астронавты намного раньше, чем в Японии.
У многих японцев это вызвало большое сожаление, и данный аргумент стали выдвигать в доказательство того, что страна должна развить свою собственную космическую программу, поскольку это необходимо для полноценного участия в будущих международных проектах.
Руководители JAXA опасаются и того, что любое решение против запуска пилотируемого корабля снизит общественный интерес к космическим полетам. Ответ правительства на эти опасения по-прежнему остается неоднозначным.
В долгосрочном плане, разработанном в сентябре комитетом по космическим исследованиям при министерстве образования, науки и техники, говорится: "Поскольку многие граждане страны проявляют большой интерес к космическим исследованиям, необходимо принимать во внимание все многообразие форм и методов этих исследований при разработке будущих планов".