Предвыборная кампания Джона Керри показывает, насколько далеко вправо зашла Америка после 11 сентября.
Если США на этот раз сладят со своими системами подсчета голосов, то через две недели мы узнаем, кто победил на президентских выборах в США, Джордж Буш или Джон Керри. Уже много писалось о том, что ни одни выборы не поляризовали так сильно старую американскую демократию так, как эти, и что едва ли когда-нибудь какой-нибудь кандидат вызывал в мире такое негативное отношение, как президент Буш. Если бы в выборах могли участвовать европейские избиратели, триумф был бы Керри гарантирован. Тем не менее о том, что предвыборная кампания как раз Джона Керри демонстрирует, насколько американцы отдалились от европейцев, пишут гораздо реже.
Эта отдаление Америки является также отмежеванием от собственной истории - а именно: от европейского просвещенного наследия в борьбе за принципы правового государства и против пыток - того, что американские отцы-основатели 230 лет назад заложили в основу США. Мы настолько привыкли воспринимать США как источник и пристанище демократии, что на всякого, кто замечает на американском политическом центре проявление тенденций, направленных против принципов правового государства, или праворадикальные националистические тенденции, сразу же ставится клеймо экстремиста. Но пока читатель не пришел к такому заключению в отношении автора, мне хотелось бы успеть сказать следующее.
Преследования и убийства
"Я буду охотиться за террористами и убивать их, где бы они ни находились". В Европе любого политика, который на этом лозунге строит свою предвыборную кампанию, с полным основанием упрекнули бы в политическом радикализме, в неуважении к элементарным принципам правового государства.
Даже после ужасающего теракта - надо надеяться - было бы трудно вообразить, чтобы кандидат партии парламентского большинства пошел бы на выборы под этим лозунгом. Однако Керри произнес это безответственное обещание в первом туре теледебатов с Бушем и, пытаясь вдолбить его в головы избирателей, слово в слово повторял его во всех последующих теледуэлях.
Да, три года назад США пережили самый страшный теракт в своей истории, с тех пор преследование и убийство подозреваемых членов "Аль-Каиды" почти беспрекословно считается оперативной необходимостью и патриотическим долгом. Но кто гарантирует остальному миру, что посланные во все концы мира группы убийц не лишат когда-нибудь жизни не того Саида, Насра или Мухаммеда? Как будет осуществляться контроль? И кто, собственно, определяет какая степень участия в террористической сети оправдывает внесудебное убийство, совершенное эскадроном смерти?
Мы знаем, что Керри борется за - как показывают все опросы - малое число неопределившихся центристов. Но насколько 11 сентября размыло уважение к элементарным принципам правового государства, если демократический кандидат со словами, которые представляют собой насмешку над всеми принципами правового государства, пытается завоевать голоса на политическом центре!
Но это еще не все. Ведь то, что Керри говорит в процессе охоты за голосами центристов, еще не самое большое зло. Гораздо большее зло заключается в том, о чем кандидат Керри упорно молчит. Во время теледебатов не было сказано ни слова о юридическом заключении министерства юстиции по поводу легитимизации страшных пыток. Ни слова о практике пыток в тюрьме "Абу Грейб", в Баграме или на Гуантанамо, этом "американском Гулаге", как назвал его бывший кандидат в президенты США и демократ Эл Гор. Ни слова о выдаче подозреваемых в терроризме в страны, где практикуются пытки, где их ждут истязания, а возможно, и смерть.
Жесткий национализм
И затем, в радикализме его презрения к неамериканским жизням, следует нечто еще более ужасное: очень много слов о примерно тысяче американских солдат-добровольцев, которые лишились жизни в Ираке. Но почти ни одного о многих и многих тысячах мертвых и тяжело раненных иракцев, которые уже пали жертвой скверно спланированного вторжения и оккупации США.
Керри - вовсе не жесткий националист, который с презрением расиста игнорирует основополагающие права неамериканцев, в частности их право на жизнь. Тем более удручающим кажется тот факт, что тот же самый кандидат Керри в результате собственного анализа пришел к выводу о том, что поднимая темы убитых иностранцев и пыток невиновных, демократ в сегодняшней Америке не может набрать очки в предвыборной гонке с президентом Бушем.
Но и сегодня в США имеется кандидат в президенты, демократ, который говорит о том, что "многие американцы испытывают неприятное чувство из-за того, что в нашей демократии что-то очень важное пошло не в ту сторону", и который в своих речах - как, например, в понедельник в Вашингтоне - красноречиво и убедительно разоблачает "официальное оправдание пыток" и "массовое нарушение правительством США основополагающих прав человека". Это не Керри, который таким образом строит свою предвыборную кампанию. Это всего лишь его помощник в предвыборной гонке Эл Гор, на которого в 2000 году неудачи, невезение и пристрастные судьи в его гонке против Буша поставили клеймо проигравшего.
Сегодня политический центр Америки, согласно анализу, сделанному демократами, хочет президента, который разрешит пытать и уничтожать подозреваемых в террористической деятельности в любом уголке мира, того, кто считает, что неамериканские жертвы американских наступательных войн не стоят даже упоминания.
Нет более мрачного приговора состоянию США после 11 сентября.