Под непрекращающимся давлением Кремля независимые российские СМИ ищут способы выжить. Телеканал СТС, обосновавшийся на окраине Москвы, придумал новую стратегию: никаких новостей.
СТС, созданный американским предпринимателем восемь лет назад, сегодня является самым популярным частным телеканалом. Секрет его успеха в развлекательных программах, которые соответствуют вкусам российской молодежи и не навлекают на канал неприятности со стороны президента Путина. "У нас нет политики, - говорит основатель СТС Питер Герв. - Путин ведь не рассердится, если ему не понравится фильм?"
Подобно многим каналам в США и других странах, СТС не отклоняется от своей развлекательной миссии. Даже в моменты общенациональных кризисов, таких, как захват заложников в Беслане, когда боевики захватили школу на юге России, и более 330 человек погибло в результате перестрелки и взрывов. Западные СМИ и даже некоторые российские каналы показывали кульминацию кризиса в прямом эфире, а по СТС в это время шел очередной эпизод "Зачарованных", американского шоу о трех современных ведьмах.
СТС со своим пристрастием к костюмным драмам, голливудским боевикам и рассказам о знаменитостях отличается от обычного российского телевидения. Очнувшись от советского похмелья, многие здешние станции взяли на себя задачу информировать и просвещать, а не развлекать. Но сегодня СТС занимает четвертое место по количеству аудитории. Парадоксально, но он только что продал один из своих самых популярных сериалов, байку о царском времени "Бедная Настя", в 22 страны, включая Мексику, наводнившую Россию дешевыми мыльными операми в начале 1990-х годов. Хотя представители телевизионного истеблишмента назвали сериал банальным, в этом году СТС удостоился трех престижных национальных премий, одну из которых получил за "Бедную Настю".
Благодаря СТС 45-летний Герв, выросший в Сан-Франциско, стал очень богатым. Он приехал в Россию в начале 1980-х как "молодой рокер из Калифорнии", который потряс степенных чиновников советского телевидения тем, что носил джинсы и футболки. В конце 1980-х он нажил состояние, продавая второсортные голливудские фильмы советской сети распространения, а в 1991 году создал "Радио Максимум", одну из первых в России музыкальных станций, вещающих в диапазоне FM. Через пять лет он основал СТС и познакомил миллионы российских подростков с "Мелроуз" и "Эльфом".
Гарцуя по российскому рынку телерекламы уже шесть лет, Герв и его товарищи в июле продали еще 9% акций холдинговой компании "СТС Медиа" шведской компании Modern Times Group AB за 53 млн долларов, увеличив пакет MTG до 38%.
С помощью старых российских друзей, сегодня занимающих ключевые посты в спутниковой системе, Герв заключил сделки на распространение, давшие ему доступ к региональным частотам далеко от политизированной Москвы. "Мы вели себя тихо, не мелькали на экранах радаров, наращивали базу активов", - говорит он. В то время как крупные национальные каналы полностью владеют своими и передатчиками, Герв создал сеть американского образца с восемью станциями в крупнейших городах России и 300 местными филиалами. В процессе роста ключевым союзником Герва стала "Альфа Групп", конгломерат, принадлежащий двум самым богатым людям России, Михаилу Фридману и Петру Авену, и сегодня владеющий 29% акций "СТС Медиа".
Всеми операциями руководят из ветхого здания бывшего НИИ на западной окраине Москвы. В обшарпанной студии на 13-м этаже техники сидят за пультом и пятью мониторами. В Сибири они показывают "Беверли Хиллз 90210", на Урале - "Человека-паука", в Москве - шоу. Новостей дня - новых атак на нефтяную компанию ЮКОС, последствий теракта в Беслане - не увидит никто.
Александр Роднянский, известный кинопродюсер, назначенный главой СТС в 2002 году, не пытается оправдываться. "Когда 10 других каналов рассказывают об одном и том же, было бы безнравственно лишать аудиторию права выбора", - говорит он. СТС отменил все комедии во время двухдневного национального траура после Беслана, добавляет он.
Успех Герва - редкость в истории бизнеса, усеянной рухнувшими идолами. Российские телемагнаты Владимир Гусинский и Борис Березовский, когда-то хваставшиеся тем, что они могут свергать правительства, теперь живут в изгнании, а их медиаимперии находятся в руках государства. Сегодня господствуют два государственных телеканала, во всем следующих линии Кремля. Выпуски новостей начинаются с рассказов о рутинных поездках Путина и его совещаниях с министрами. Критика политики правительства - неслыханное дело, а оппозиционные политики фактически отлучены от эфира.
Российский медиа-ландшафт так и не оправился от потрясений, связанных с приходом Путина к власти в 2000 году. Вскоре он начал обуздание магнатов, которые в эпоху Ельцина контролировали политику, бизнес и СМИ. Среди них был Гусинский, на короткое время взятый под стражу за мошенничество. Через год его канал НТВ, прославившийся жесткими репортажами, нередко содержащими критику Кремля, забрала государственная газовая монополия "Газпром". С тех пор он утратил свою остроту, и его рейтинг падает.
Когда НТВ вступил в бой с Кремлем и проиграл, СТС заключал контракты о совместном производстве с западными студиями. В прошлом году СТС подписал соглашение с Sony Pictures Television International и российской компанией A Media Group, которое принесет как минимум 200 часов лучшего эфирного времени. Это, помимо других сериалов, открыло путь российской версии "Няни", хита, запущенного на СТС в нынешнем сезоне.
Руководители канала говорят, что он вещает для нового поколения россиян, которым надоели новости. "Люди устали от политики, устали от 15 лет непрерывных политических баталий", - говорит Роднянский, которому приписывают рейтинговый успех СТС. - Мы видим зарождение буржуазного общества, среднего класса, который больше думает о карьере, о семье, о том, как потратить деньги".
С этим согласны и телекритики. "Молодые зрители считают телевидение еще одним вариантом досуга, вроде глянцевого журнала или занимательного романа, а не источником новостей", - говорит Ирина Петровская из газеты "Известия". Доходы от рекламы на СТС выросли в семь раз по сравнению с 2000 годом, поскольку такие компании, как Procter & Gamble Co., L'Oreal SA и Pepsico Inc., стремятся добраться до его не считающей денег аудитории.
Но некоторые наблюдатели считают предположение СТС о том, что его аудитория не интересуется новостями и политикой, ошибочным. "Молодежь не смотрит новости, потому что нет достойных информационных программ", - говорит Ирина Бородина, критик из газеты "Коммерсант". По ее мнению, СТС не завоюет более 10% аудитории, если не начнет показывать новости в западном стиле и программы о текущих событиях, которые когда-то были визитной карточкой НТВ и пользовались популярностью у зрителей любого возраста. "Во время кризисов рейтинг СТС будет падать, так как люди ищут новости", - говорит она.
По словам Герва, СТС может когда-нибудь заняться новостями, но только если сможет подавать их честно и объективно. "В нынешней ситуации это невозможно", - говорит он.