Россия прикладывает дорогостоящие усилия, чтобы не допустить девальвации своей национальной валюты, рубля, пишет сегодняшняя The Financial Times. Что же будет дальше, задаются вопросом авторы статьи, наращивание регулирования или медленное удешевление рубля?
Как отмечают авторы, в конце прошлой недели напуганные слухами о прекращении валютных операций москвичи выстроились в очереди в обменники, где курс доллара поднимался до 29 рублей. В пятницу Центробанк и впрямь запретил некоторые виды валютных транзакций, и, как сообщил The Financial Times сотрудник западного банка, им уже ясно дали понять, что у российского руководства "есть опасения по поводу перевода рублей в доллары и вывозу за рубеж".
"Рубль неизбежно упадет. Насколько сильно или когда, я не могу сказать", - заявил в интервью изданию Петр Авен, президент "Альфа-банка".
В понедельник обменный курс стабилизировался на отметке около 26 рублей, а крупнейший банк в России "Сбербанк" развеял слухи о наложенных ограничениях на операции с валютой. Тем не менее, отмечается в статье, все это дается дорогой ценой: России с ее третьими в мире по объему золотовалютными резервами каждую неделю приходится тратить по 12-16 млрд долларов, чтобы бороться с последствиями финансового кризиса и краха фондового рынка. Только на поддержку рубля с начала августа уже потрачено 67 млрд долларов.
И хотя никто не ожидает повторения дефолта 1998 года, пишет The Financial Times, цены на нефть на прошлой неделе достигли критической для бюджета 2009 года отметки в 70 долларов за баррель, и едва ли можно ожидать, что нынешнее положение дел сохранится. По мнению экономистов, правительство либо пойдет на постепенную девальвацию рубля, либо усилит валютное регулирование. Тем более что с июля рубль уже подешевел по отношению к доллару на 13%.