В юрте молодой мужчина готовился к ритуалу, который все более популярен в Киргизии как решение глобальной проблемы, но основан на местных традициях, пишет корреспондент The New York Times Эндрю Э. Крамер.
"Булыжник, - сказал мужчина, - я признаю себя наркоманом". На ковре перед ним лежал камень размером с буханку хлеба. Сидящий рядом психолог уговаривал мужчину, который назвался "Арман", продолжать ритуал. "Камень, я даю тебе мой гнев и мою агрессию, - сказал Арман. - Я даю тебе все мои негативные качества, которые появились из-за курения опиума".
Журналист комментирует: в Бишкеке, столице Киргизии, поразительно много людей говорит с камнями. "Киргизия лежит на маршруте контрабанды героина из Афганистана в Россию и дальше в Европу", - говорится в статье. Камни - неотъемлемый элемент так называемой "литотерапии" - курса лечения от героиновой наркомании.
Журналист замечает: на первый взгляд метод выглядит несерьезным, но лечение от героиновой наркомании в Киргизии и других бывших республиках СССР стало вопросом жизни и смерти, поскольку число наркоманов увеличивается.
В медицинском центре Назаралиева, который первым стал применять литотерапию, врачи обнаружили: мужчины, которые принадлежат к консервативной мусульманской культуре Центральной Азии, неохотно признаются в том, что они наркоманы, на сеансах групповой терапии. Зато они охотно изливают душу камням.
Десять лет назад из Афганистана хлынул поток героина. "Опасаясь, что уничтожение посевов опийного мака ожесточит афганских крестьян и толкнет их к "Талибану", армия США проводила курс на допущение выращивания этих растений", - пишет автор.
"Более 80% пациентов медицинского центра Назаралиева после курса лечения обходились без наркотиков целый год. Это хороший результат для героиновых наркоманов. В интервью наркоманы говорят, что вначале были настроены скептически, но позднее высоко оценили этот подход к лечению", - говорится в статье.
47-летний Ержан Амалбаев, называющий себя контрабандистом героина, сказал, что прошел эту программу дважды. "По его словам, после того, как в 2001 году американцы оккупировали Афганистан, героин стал чище, а опиум подешевел, и он стал употреблять больше героина", - говорится в статье.
После первого разговора с камнем наркомана поощряют говорить о его проблемах на трех-четырех сеансах, а затем отправиться вместе с камнем в паломничество или медитировать в юрте.
Врачи используют местные легенды, которые, по их словам, в качестве юнгианских архетипов помогают пациентам выстроить сюжет о борьбе с зависимостью и победе над ней.
Курс лечения длится месяц. В финале наркоманы поднимаются на гору вблизи Бишкека, к месту традиционного паломничества мусульман, и бросают свой камень в груду других.