Через несколько недель исполнится уже два года с момента начала протестов на Майдане, которые были одновременно и запоздалым антисоветским восстанием, и проевропейским движением. "И теперь не только политиков-реформаторов, но и готовые к реформам силы в украинском обществе начинает посещать чувство, что время, когда были возможны какие-то перемены, а именно - шанс покончить с олигархией и изменить украинскую политическую систему таким образом, чтобы она перестала быть борьбой за власть между купленными партиями, упущено", - говорится в материале политического обозревателя немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung Катрин Кальвайт.
Причины отсутствия глубоких реформ - и с этим, как продолжает автор, не спорит практически ни один собеседник - местного разлива. Причем властям не особенно помогают постоянные отсылки на невозможность политических перемен во время войны: "Правительство и президент попросту не смогли вытеснить олигархов из политики, а сами создали новые альянсы". Проблема коррупции, без которой большая часть низкооплачиваемых госслужащих не может прокормить свои семьи, также не была решена там, где она возникает, а именно - в управленческом аппарате и денежном вознаграждении. До суда не было доведено ни одно громкое коррупционное дело эпохи экс-президента Януковича, равно как не был осужден ни один человек, причастный к бойне на Майдане в 2014 году.
"И даже воодушевление по поводу противостояния украинского Давида с российским Голиафом в борьбе ценностей постепенно сходит на нет", - продолжает Кальвайт. Простые украинцы считают, что если "русские со своим низкорослым диктатором, со своей пропагандой и ложью десять раз скажут, что Запад прогнил, а все украинцы - фашисты, то пускай так оно и будет". Сходят на нет и опасения по поводу возможного вторжения российских войск.
"То, с чем нам приходится сталкиваться сегодня, можно назвать чем-то вроде умеренной контрреволюции", - отмечает посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба. Год назад, по его словам, самыми громкими на Украине были те, кто кричал: "Мы должны вновь изобрести нас самих и страну". Теперь же, заключает он, назад "возвращаются люди из периода правления бывшего президента Януковича, у которых нет крови на руках. И они официально имеют возможность вместе с другими принимать участие в обсуждении. И вместе с другими зарабатывать деньги".