Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 сентября 2004 г.

Эндрю Джек | Financial Times

Российские заявления в духе холодной войны

Спустя более двух недель после кровавого окончания бесланского кризиса набирающая обороты российская словесная война с Западом грозит тем, что мучительная внутренняя трагедия приведет к смене курса в направлении изоляционизма во внешней политике.

Владимир Путин, российский президент, подвергся критике со стороны президента США Джорджа Буша и комиссара ЕС по внешней политике Криса Паттена по поводу политических планов, о которых он объявил в ответ на бесланский кризис. Буш выразил озабоченность тем, что централизация Москвой власти и усиление контроля над парламентом и регионами создают угрозу для демократии.

В конце прошлой недели произошел обмен выпадами в стиле холодной войны, и Путин заявил о "двойных стандартах" в борьбе с терроризмом, а главного дипломатического представителя Великобритании в Москве вызвали в российское министерство иностранных дел и сделали ему выговор за отказ страны экстрадировать Ахмеда Закаева, одного из лидеров чеченских сепаратистов, проживающего в Лондоне.

Некоторые наблюдатели полагают, что какие бы мотивы ни стояли за обменом холодными репликами между Россией и ее партнерами, результатом может стать отход от более открытой и ориентированной на Запад политики, проводившейся двумя предыдущими российскими лидерами и до последнего времени Путиным.

"Самым худшим сценарием может стать возвращение к отношениям в советском духе 1970-1980-х годов, - говорит Федор Лукьянов, редактор журнала "Россия в глобальной политике". - Это означает подход холодной войны, с акцентом на российско-германские отношения в сфере нефти и газа. К сожалению, это очень вероятно".

Самую большую тревогу среди наблюдателей вызывает то, что агрессивные внешнеполитические заявления России вуалируют неспособность решить проблемы кавказского региона и отражают изменение внешней политики в сторону большей жесткости. Однако причина столкновения между сторонами кроется во внутренней политике.

Политика Буша в отношении России стала предвыборным вопросом - накал его избирательной кампании нарастает. Чиновники Буша чувствуют себя неудовлетворенными из-за того, что за последние четыре года не смогли достичь чего-либо существенного в двустороннем партнерстве в сфере энергетики.

Разочарованность российской стороны обусловлена тем, что ее западные партнеры часто подчеркивали важность поиска политических путей решения кризиса в Чечне через переговоры с теми лицами, которых российское правительство считает террористами.

Однако британские и американские чиновники настаивают: отказ экстрадировать Закаева и Ильяса Ахмадова, другого члена правительства Аслана Масхадова, который получил убежище в США, основан на том, что российская прокуратура не предоставила убедительных доказательств их вины.

"Я полагаю, множество людей хотят направить критику по традиционному антиамериканскому руслу. У нас крайне дисфункциональное государство, в котором многие делают все, что могут, чтобы отразить критику, указывая в знакомом - антиамериканском - направлении", - говорит Дмитрий Тренин, заместитель главы Центра Карнеги в Москве.

Тренин настаивает на необходимости более широкого прагматичного сотрудничества с Западом, однако опасается, что нынешние настроения вместо этого приведут к ужесточению подхода к соседям России, к сокращению сотрудничества с Грузией, где при нынешнем президенте Михаиле Саакашвили усилилась напряженность в отношениях с Москвой, и активизации усилий по возвращению Белоруссии и Украины на орбиту России.

Однако Лукьянов указывает, что у России недостаточно места для маневров в регионе. По его словам, усиление критики со стороны других стран, особенно европейских, может придать больший вес отношениям с США, особенно если Буш будет переизбран.

"Идея состоит в том, чтобы мы могли делать все, что хотим, во внутренней политике, но гарантировали соблюдение энергетических интересов Запада", - заметил он.

Западные дипломаты в этом не так уверены. "Россия все меньше становится таким партнером, с которым мы можем найти общий язык, - отмечает один из них. - Это немного угнетает. Есть многое, что мы должны делать вместе, включая борьбу с терроризмом, однако требуемая для этого степень практического сотрудничества должна быть основана на доверии, а его становится все меньше".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru