В пятницу, после того как США объявили об отмене планов по развертыванию ПРО в Восточной Европе, а НАТО также предложило "перезагрузить" запутанные отношения с Москвой, Россия начала посылать Западу сигналы о "малой оттепели", пишет The Wall Street Journal.
Президент Дмитрий Медведев заявил, что Россия с большим вниманием будет относиться к вопросам, беспокоящим США, а у премьер-министра Владимира Путина нашлись теплые слова для США, что бывает нечасто, указывают обозреватели. Тем не менее, оба российских лидера заявили, что не стоит ждать прямых уступок в ответ. "Это не волшебная палочка", - прокомментировал неназванный высокопоставленный источник в Кремле.
Тогда же в пятницу, отмечает WSJ, Турция, член Североатлантического альянса, объявила о том, что она намерена закупить на сумму в 1 млрд долларов ракеты-перехватчики, схожие с американской системой Patriot, которые смогут сбивать ракеты средней дальности и средства авиации. Турция граничит с Ираном, Ираком и Сирией, напоминает издание.
В своем первом крупном выступлении новый генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что Россия должна принять участие в разработке новой стратегии безопасности альянса. Он изъявил желание начать новый этап в отношениях с Москвой, значительно испортившихся после войны в Грузии в 2008 году. Его предположение о том, что Россия и альянс могут объединить свои системы ПРО, издание называет "оливковой ветвью".
"Это хорошие новости для нас", - заявил репортерам представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, выслушав предложения Расмуссена, бывшего премьер-министра Дании. "Военные эксперты полагают, что это возможно, - добавил он, - но нам надо изучить более глубоко это предложение". WSJ отмечает, что Москва и Брюссель в прошлом проводили учения, в ходе которых объединялись компьютерные системы противоракетной обороны.
В четверг, как напоминает издание, президент США Барак Обама объявил о намерении США пересмотреть планы по размещению элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии, против чего активно выступал Кремль, настаивая, что эта система будет представлять угрозу национальной безопасности России. После довольно прохладной реакции в четверг на следующий день российские официальные лица уже теплее отозвались о переменах, отмечают авторы материала.
Так, в интервью швейцарским изданиями президент Медведев отметил, что российская сторона будет уделять больше внимания вопросам, беспокоящим США, подчеркнув при этом, что Москва не пойдет на "примитивные компромиссы и размены". В свою очередь, премьер Путин назвал решение Обамы "правильным и смелым", одновременно призвав Вашингтон пойти на дальнейшие уступки - в частности, отметить имеющиеся торговые ограничения.
По мнению высокопоставленных источников, послабление со стороны Москвы, скорее всего, можно ожидать в таких областях, как сотрудничество в сфере безопасности в Европе и переговоры о новом договоре по СНВ. По Ирану же, приоритетному направлению американской политики, позиции России, по словам которой нет необходимости вводить более жесткий режим санкций, будут сохранены, прогнозирует издание, ссылаясь на неназванный источник в Кремле.
Пока что единственным определенным ответом российской стороны, подчеркивает WSJ, стало заявление о том, что прошлогодние угрозы о размещении комплексов "Искандер" и бомбардировщиков в Калининградской области не будут претворены в жизнь. Ситуация прояснится, заключает издание, на следующей неделе, когда президент Обама встретится с Медведевым в Нью-Йорке.