Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 апреля 2002 г.

Петра Рамзауэр | Neue Zürcher Zeitung

Когда девушки становятся террористками-камикадзе

"Кто хочет понять эскалацию в Израиле, тот должен начать с вопроса, почему молодые женщины становятся террористками-камикадзе", - сказал в четверг иорданский король Абдалла II в интервью CNN. Три молодых палестинки ? Вафа (медсестра), Айят (школьница), и Андалееб (швея) ? стали недавно террористками. И хладнокровно взорвали себя в Иерусалиме.

Все три девушки были очень похожи друг на друга: тихие, образованные и одержимые политикой. Все они наблюдали воочию антитеррористическую операцию израильской армии на Западном берегу реки Иордан. Танки на улицах и ракетные удары смешались с пропагандой экстремистских группировок в смертоносный коктейль. Руководители экстремистской группировки "Бригады мучеников Аль-Аксы" воспользовались радикальными настроениями молодых женщин. Мужчины с трудом проходят через израильские посты. Поэтому террористические группировки стали рекрутировать женщин. Если девушка говорит: "Я отдам жизнь за Палестину", она может быть уверена, что к ней тайком придет человек из "Бригад", чтобы завербовать.

"Моя дочь была такой мужественной, она никогда не робела и не молчала. Политика была ее жизнью", - рассказывает мать 16-летней Айят аль-Ахрас Гхадра. Сидя с прямой спиной на потертом диване, она смотрит на смятые фотографии красивой улыбающейся девушки. Она все еще не может осознать, что ее дочь стала террористкой. Когда в конце марта девушка подорвала себя в супермаркете на юге Иерусалима, она унесла с собой еще две жизни. Полицейского и девушки, такой же юной, как и она.

"Айят хотела стать журналисткой, - рассказывает мать, - несправедливость, которую она видела ежедневно, требовала от нее взяться за перо". Чем дольше говорит старая женщина, тем громче становится ее голос. Невзгоды пробуждают ее от летаргии. Перед крохотным окном в бедной жилой комнате начинает истерически щебетать канарейка.

Айят аль-Ахрас выросла в Дженине, лагере беженцев под Вифлеемом. То, что называется лагерем, на самом деле ? бетонные трущобы. "Арабские правительства ? слишком трусливы, чтобы бороться за Палестину, поэтому мы, женщины, должны взяться за оружие", - сказала Айят перед видеокамерой незадолго до своей смерти.

"Пожелай мне удачи", - это были прощальные слова Айят, адресованные ее матери, когда она 29 марта рано утром выходила из дома. Айят была лучшей в классе, тайком слушала американский поп и думала о свадьбе. "Как я буду жить без нее, - вздыхает ее жених Шеди. - Мы хотели пожениться в конце мая, затем она собиралась продолжить учебу в Вифлееме".

Гетто ненависти

Не делясь ни с кем, Айят уже давно похоронила эти планы. Она стала свидетельницей израильского вторжения в Вифлеем и в лагерь беженцев, увидела рядом с собою смерть и близко к сердцу приняла прославление мучеников. Ее мир находился в границах гетто, в ненависти и бедности. Она покидала Вифлеем только раз в год, чтобы помолиться с матерью в Иерусалиме, в храме Скалы.

Когда к Пасхе положение обострилось и пошли танки, Айят окончательно утратила веру в лучшее будущее. Наверное, 29 марта она пешком пробралась из Вифлеема в Иерусалим. Это был ее первый выход в город. Взрывчатку ей передали заранее. Целью Айят был супермаркет на юге Иерусалима. Охранник задержал ее уже на входе: "Покажи, что у тебя". И 16-летняя девушка взорвала бомбу, которая была у нее на теле. Погибли полицейский, 18-летняя Рахель Леви и Айят. "Моя девочка была полна любви, а ее убийца ? полна ненависти", - говорит израильтянка Авигаил Леви, мать погибшей. Она не может осознать, что ее дочь убила девушка.

Убийца и ее жертва выросли в нескольких километрах друг от друга. Но их разделял целый мир. В тот момент, когда Авигаил Леви была на опознании трупа своей дочери Рахель, Гхадра аль-Ахрас, услышав оружейный салют "Хамаса", узнала, что ее дочь Айят мертва.

Смерть как подарок

Это происходило в пятницу, 12 апреля, в 16:00. Разговор о ее дочери изматывает Гхадру аль-Ахрас. С момента взрыва прошло уже две недели: скорбь, ненависть, гордость за то, что она родила мученицу, и стыд, так как другие называют ее дочь убийцей ? это для нее слишком много. Гхарга не оплакивает своего ребенка, но она страдает: "Десятью днями раньше наш сосед был застрелен у себя в доме. Айят после этого изменилась. Если она об этом с кем-то и говорила, то только со мной. Если бы не этот случай, она, возможно, осталась бы жива". Именно тогда, когда она произносит эти слова, всего в десяти минутах езды подрывает себя очередная террористка-камикадзе.

20-летняя Андалееб Хали Такватагах взорвала маршрутный автобус в Иерусалиме. Погибло шесть человек. Мать Андалееб тоже не уронила ни слезинки. Она, в отличие от матери Айят, сияет счастьем, раздает сладости и говорит: "Моя дочь сделала мне огромный подарок. Она наполнила мою жизнь и наш скудный дом новым смыслом. Она стала мученицей".

Два десятка родственниц, которые пришли в деревню Бейт Файя, чтобы вместе с матерью оплакать умершую, ведут себя так, будто собрались на дне рождения. Азисса Такватагах покрывает себя знаменем Палестины: "Так, а не слезами, я отдаю последние почести моему ребенку". Старенький телевизор снова и снова показывает последнее видеопослание дочери: "Мое тело ? это послание мировым лидерам: мы, палестинцы, боремся за нашу свободу", - говорит Андалееб в своем видеозавещании. Она хочет отомстить за погибших при бойне в Дженине, продолжает она. При их последней встрече она ничем не выдала свои намерения. "В шесть утра она заварила мне и отцу чай, - делится мать последними впечатлениями, - при этом Андалееб была совершенно спокойна и мягко улыбалась. Она не выглядела так взволнованно, как в течение предыдущих дней. Еще она мне шепнула, что хочет выйти замуж. Я не имела понятия об ее планах".

Одержимая политикой

Как и обе другие террористки, Андалееб каждую свободную минуту смотрела новости. 20-летняя девушка недавно забросила учебу. Ее отец потерял работу в каменоломне, в семье не хватало денег. Поэтому Андалееб пошла работать швеей, но ее страсть к политике возросла до одержимости. Пока ее ненависть не выплеснулась во взрыве. При котором пострадал палестинец Машид аль-Айян. Он глубоко растерян: "Есть убитые, в результате мести за них появляются новые убитые. Я спрашиваю, сколько еще"?

Этой безумной серии начало положила 32-летнияя Вафа Идрис. 27 января она взорвала себя в Иерусалиме и унесла с собой жизнь 81-летнего израильтянина, ранив при этом сотни человек. Вафа жила в лагере беженцев аль-Амари на окраине Рамаллаха. В последние месяцы она помогала врачу скорой помощи. Ее мать Васфиех рассказывает, что Вафа была полностью поглощена своей работой: "Она уходила из дома рано утром и возвращалась только, чтобы поспать". Когда разгорелся конфликт между Израилем и Палестиной, Вафа работала на скорой.

"Когда она приходила домой, то часто рассказывала, как страдают дети", - вспоминает мать. У Вафы не могло быть собственных детей, поэтому недавно под давлением родственников мужа она развелась. Через девять лет брака 32-летняя оказалась в жизненном тупике.

Ее братья ? члены движения "Фатах". Они клянутся, что не имеют ничего общего с террором. Но после смерти сестры они с гордостью раздавали плакаты, на которых Вафа изображена в арафатке и с пистолетом-пулеметом. Сегодня в бедной комнате родного дома террористки этими плакатами заклеена трещина: "Это тяжело ? потерять родину, сидеть здесь, в лагере беженцев, и ничего не делать. Я понимаю Вафу, хотя она мне не объясняла, почему она это сделала. Но, несмотря на всю гордость, это очень тяжело ? потерять своего ребенка".

Мир вместо мести

Израильтянин Рами Элханан тоже потерял свою юную дочь. Смадар было 14 лет, когда она пять лет назад стала жертвой террориста-камикадзе. "При каждом террористическом акте я словно еще раз переживаю этот ужасный день. Все воспоминания очень свежи", - говорит израильский график. Рами Элханан после трагической гибели дочери стал апостолом израильского движения в защиту мира. "Иначе смерть моей дочери не имеет смысла, - говорит он. - Моя миссия ? убеждать израильтян в том, что мы должны уйти с палестинских территорий. Это единственная возможность остановить эту драму".

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru