Пока дипломаты в Вашингтоне и Москве думают, как быть с напряженными отношениями между двумя странами, российские нефтяные группы все отчетливее разделяются в зависимости от надежд получить свою долю в бизнесе от будущего иракского правительства.
Компании, связанные с бывшим иракским режимом или с российским руководством, занимавшим жесткую антивоенную позицию, рискуют многое потерять.
Недавно Николай Токарев, глава находящейся под контролем государства группы "Зарубежнефть", которая активно занималась торговлей и разработкой нефтяных месторождений в Ираке при Саддаме Хусейне, заявил, что, по его мнению, США приберут к рукам весь бизнес в стране и надо просто забыть о возобновлении контрактов, которые выполняла его компания.
Его ощущения подкрепил Ричард Перл, советник американского министра обороны Дональда Рамсфельда, заявивший вчера в интервью газете "Коммерсант" о "высокой вероятности того, что все предыдущие сделки с Россией будут объявлены недействительными".
Некоторые другие компании, работавшие с режимом Хусейна, тоже пессимистично оценивают свои перспективы. При этом, по оценке Юрия Шафраника, который возглавляет Комитет по российско-иракскому сотрудничеству, убытки российских групп в результате войны уже составляют 2 млрд долл. (1,84 млрд евро, 1,28 млрд фунтов стерлингов).
Менее определенным представляется положение "Лукойла" - второй по величине российской нефтяной группы и важнейшей компании, действующей в Ираке. В 1997 году группа подписала контракт стоимостью 4 млрд долл. на значительную долю в разработке месторождения Западная Курна, но, подчинившись санкциям ООН, заморозила работы.
"Лукойл" выразила протест, когда в конце прошлого года иракцы в одностороннем порядке аннулировали контракт после сообщений о том, что компания ведет переговоры о работе в постсаддамовском Ираке. Компания настаивает, что для отмены контракта нет никаких законных оснований, при этом контакты с бывшей оппозицией сегодня увеличивают ее шансы.
"Лукойл" занимается политическим лоббированием в Вашингтоне, при этом угрожая возбудить для защиты своих интересов судебные иски против решения бывшего иракского правительства и против любых попыток конкурентов занять ее место.
У крупнейшей российской нефтяной группы ЮКОС нет интересов в Ираке, но ее генеральный директор Михаил Ходорковский заявил, что при благоприятных финансовых и политических условиях он мог бы заинтересоваться инвестированием в страну. В группе работает много американских менеджеров, у ее сотрудников есть опыт работы в Ираке.
Глава группы "Альфа" Михаил Фридман говорит, что участие в программе "Нефть в обмен на продовольствие", которое приносило торговому подразделению компании, покупающему иракскую нефть, прибыль в 2 млн долл. в год, завершено, но в будущем его могут заинтересовать операции в этой стране.
Коммерческое участие России может зависеть от смены позиции Москвы, настаивающей на предоставлении ООН координирующей роли. Высокопоставленный американский дипломат в Москве дал понять, что настойчивость может повредить российским нефтяным группам.
Сегодня в ООН проходит первая официальная дискуссия по Ираку с момента начала войны.
Но как утверждает глава стратегической группы "Альфа банка" Крис Уифер, российским нефтяным компаниям, возможно, разрешат продолжать эксплуатацию производственных мощностей в Ираке. Но в соответствии с моделью, которая используется на Ближнем Востоке повсеместно, наиболее привлекательные маркетинговые и торговые возможности будут предоставлены западным группам.