Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 апреля 2004 г.

Филип Делвз Броутон | The Telegraph

Российские и французские политики получали взятки, чтобы ослабить санкции ООН против Ирака

Уже давно существовали подозрения, что открытое желание Франции и России облегчить санкции против режима Саддама Хусейна было обусловлено не просто обеспокоенностью положением простых иракцев.

Во время подготовки к вторжению в Ирак в прошлом году две страны были обвинены в том, что они протестуют против американской операции для того, чтобы сохранить прибыльные контракты с Ираком. После успешного вторжения они попытались установить контроль над реконструкцией Ирака, отказавшись одобрить отмену довоенных санкций ООН.

Их враги в Вашингтоне обвинили их в том, что они ставят собственные финансовые интересы превыше интересов иракского народа. В пользу этих обвинений говорят свидетельства, заслушанные вчера комитетом конгресса США.

Документы, найденные в Багдаде, показывают, как российские и французские политики и бизнесмены получали взятки от Саддама, которые тот платил деньгами из средств программы "Нефть в обмен на продовольствие". В то же время многие во Франции называют подобные утверждения американской пропагандой.

Чиновники ООН указывают, что их программа проходила аудит более 100 раз, хотя подробные отчеты о проверках никогда и не обнародовались.

Известно лишь то, что на финансовые интересы Франции и России сильно повлияла неспособность Саддама оплатить миллиарды фунтов вооружений, поставленных в Ирак в кредит в конце 1980-х. Значительная часть этого оружия была использована затем во время вторжения в Кувейт.

Франция присоединилась к союзникам по освобождению Кувейта лишь в последнюю минуту, однако ее правительство осталось гарантом займов Саддаму на сумму 3 млрд фунтов, которые тот и не собирался возвращать.

Отношения Франции с Саддамом уходят корнями в середину 1970-х, когда Жак Ширак, в то время премьер-министр страны, посетил Багдад. Между 1974-м и 1990 годами в Ираке побывало более 20 французских министров из всех основных партий, которые расширяли коммерческие интересы Франции, варьировавшиеся от строительства до вооружения армии и создания ядерного реактора, который впоследствии разбомбил Израиль.

Ирак стал вторым крупнейшим поставщиком нефти во Францию, а Франция, в свою очередь, стала для Ирака вторым крупнейшим поставщиком гражданских и военных товаров.

Даже когда в Ираке появились признаки финансовой напряженности во время его войны с Ираном, Франция продолжала помогать ему. В 1986 году Ширак пообещал французским производителям оружия, что выступит гарантом по всем кредитам, которые они продлят для Саддама.

Даже после вторжения Саддама в Кувейт в 1990 году и возглавляемой США войны по его вытеснению оттуда особые отношения между Францией и Ираком сохранились.

В 1994 году Шарль Паска, тогдашний министр внутренних дел, выдал визу правой руке Саддама Тарику Азизу. Посол Франции в ООН лоббировал смягчение санкций против Ирака. Плодами всего этого стало согласие Ирака в 1995 году на программу "Нефть в обмен на продовольствие". Для основной части финансовых операций был выбран французский банк BNP Paribas.

Критики программы утверждают, что она быстро стала для Саддама способом вознаградить своих друзей на Западе и проводить манипуляции в ООН.

Загвоздка была в том, что для того, чтобы получить дешевую нефть, надо было быть избранным лично Саддамом. Прибыли от этой многомиллиардной схемы также пополняли карманы самого диктатора и его семьи.

В январе новая иракская газета Al Mada опубликовала имена 271 человека из 50 стран, кому Саддам предположительно разрешал покупать свою нефть по дешевке. Среди них было 11 граждан Франции, много иорданцев, ливанцев, сирийцев и 45 россиян.

В России компании, поставляющие товары и услуги в Ирак в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", на протяжении многих лет сохраняли в Ираке раздутые контракты и строили отношения с Ираком на льготных условиях.

В ответ Москва использовала свое положение как постоянного члена СБ ООН для влияния на санкции в пользу Ирака.

Полюбовные сделки между Москвой и Багдадом на поставки продуктов, начиная с риса и заканчивая оборудованием для переработки нефти, продолжались вплоть до вторжения в Ирак американских и британских сил в прошлом году. В 1997 году "Лукойл", одна из ведущих российских нефтяных фирм, подписала сделку на исследование и добычу нефти в западном иракском регионе Курна, где, по оценкам, сосредоточено 20 млн баррелей нефти.

Летом 2001 года, когда Лондон и Вашингтон давили на ООН с требованием урезать список товаров и услуг, поставляемых в Ирак по программе, Россия выступила с угрозой использовать свое право вето в СБ ООН, и в итоге санкции остались без изменений еще на 5 месяцев.

Мухаммед Салех, министр торговли Саддама, заявил, что в качестве вознаграждения Россия получила контракт на 22 млрд фунтов, почти в 10 раз больше, чем она получила за предыдущие 5 лет.

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru