Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 апреля 2005 г.

Редакция | Forbes

Глава BP встретится с Путиным под тенью ЮКОСа

Его имя, возможно, стало табу в Кремле, но Михаил Ходорковский, заключенный в тюрьму основатель нефтяной компании ЮКОС, будет одной из главных тем обсуждения между президентом Путиным и главой BP лордом Брауном во время их встречи в пятницу.

Развал ЮКОСа, некогда крупнейшей российской нефтяной компании, и суд над Ходорковским - это, возможно, наказание за политическую деятельность "барона-грабителя" со стороны Путина, а возможно, грубый захват людьми Кремля активов компании. В любом случае, большинство наблюдателей сходятся во мнении, что результатом стала экономическая нестабильность в России.

Как ожидается, Браун захочет получить от Путина подтверждение, что эта нестабильность временна. В конце концов, его совместное с Россией предприятие - ТНК-ВР - тоже оказалось вовлеченным в водоворот. Компания получила счет на оплату налоговых долгов почти на 1 млрд долларов и может быть отрезана от участия в аукционах по продаже лицензий на разработку крупнейших месторождений, поскольку государство предпринимает ряд хаотичных действия для укрепления своего влияния в стратегических секторах экономики.

Компания ВР уже обжигалась на России в прошлом. Вложив 500 млн долларов инвестиций в нефтяную группу "Сиданко" в 1997 году, она потом угрожала полностью прекратить вести дела в России, когда "Сиданко" лишилось основного производственного подразделения в ходе явно подстроенного аукциона, устроенного через два года.

Поэтому, когда совместное предприятие ТНК-ВР было создано на глазах у Путина и премьер-министра Великобритании Тони Блэра и заявлены инвестиции в 8 млрд долларов в августе 2003 года, это слияние было провозглашено признаком того, что Россия Путина - это наконец стабильное место для ведения бизнеса после десяти с лишним лет звериного капитализма.

Через два месяца после заключения сделки инвестиционные банки пытались представить вооруженный арест Ходорковского и параллельное налоговое преследование ЮКОСа как единичный случай: возмездие магнату, который вкладывал свои немалые средства в оппозиционные партии в преддверии парламентских выборов 2003 года.

Если бы все было так просто.

Перенесемся почти на два года вперед - и вот уже Браун приезжает в Москву за объяснениями. Тревоги ТНК-ВР представляются знаковыми для ситуации "постюкосовской" финансовой неразберихи.

Дело ЮКОСа повлекло за собой серию налоговых претензий к другим компаниям, и его называют причиной того, что отток капитала в прошлом году утроился, достигнув 7,9 млрд долларов, а экономический рост замедлился с 7,3 до 7,1%, и это в то время, когда цена на основной экспортный товар России, нефть, достигла рекордной величины.

Хотя новым налоговым счетам далеко до счета в 28 млрд долларов, опустившегося на голову ЮКОСа (что в конечном итоге привело к тому, что нефтедобывающее предприятие ЮКОСа "Юганскнефтегаз", производящее миллион баррелей нефти в день, перешло к государственной компании "Роснефть"), рыночные аналитики отмечают, что налоговые проверки носят произвольный характер и вносят нервозность.

Всемирный банк в своем последнем обзоре по России отметил "усилившееся запугивание со стороны налоговых инспекторов, часто замаскированное под выявление и сбор невыплаченных налогов за прошлые годы". Согласно отчету Всемирного банка, в прошлом году налоговики собрали 470 млрд рублей (16,9 млрд долларов) просроченных налогов. Годом раньше эта сумма составляла 150 млрд рублей (5,4 млрд долларов).

Глава российского РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс в интервью, опубликованном в газете "Известия" назвал серию налоговых проверок "кампанией" и сказал, что 90% предприятий получили счета.

В то время как некоторые из них, такие как мобильный оператор "Вымпелком" и нефтяная компания "Сибнефть", сумели путем переговоров добиться значительного снижения предъявляемых им счетов, другим - в их числе ТНК-ВР и Japan Tobacco - только предстоит достичь таких договоренностей.

"Браун, возможно, попытается получить объяснения, как такое могло произойти, хотя Путин "благословил" сделку ВР", - говорит Зарко Стафановский, аналитик нефтегазового сектора инвестиционного банка Aton.

Признав в марте на встрече с бизнесменами, что ситуация выходит из-под контроля, Путин поручил правительству разработать законы, которые ограничили бы возможности налоговиков рыться в налоговой истории компании. Всего через две недели стало известно о налоговом счете на миллиард долларов, предъявленном ТНК-ВР.

Слова Путина, похоже, не испугали налоговых инспекторов. В среду газета "Ведомости" сообщила, что Федеральная налоговая служба обратилась в Конституционный суд с просьбой снять трехлетнее ограничение на проверки по налоговым недоимкам.

Браун также, вероятно, будет расспрашивать Путина о его планах относительно неразработанных нефтяных запасов страны, которые, по мнению аналитиков, так же непредсказуемы, как и прихоти налоговых органов. Явным шагом к усилению государственного контроля в нефтяном секторе было объявленное министром природных ресурсов Юрием Трутневым решение о том, что контролируемые иностранным капиталом компании не смогут участвовать в аукционах на "стратегически важные" месторождения.

Как совместное англо-российское предприятие с долями 50:50, компания ТНК-ВР не будет допущена до некоторых самых многообещающих торгов, если только она не проявит готовности вкладывать деньги в компанию, которую потом не сможет контролировать.

Если у Брауна будет возможность изложить свои тревоги Кремлю, то Ходорковскому пришлось наблюдать за разрушением своей нефтяной империи из-за прутьев решетки московской тюремной камеры. Ему предъявлены обвинения в хищении собственности, уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, и даже его адвокаты предполагают, что на следующей неделе, когда судья объявит приговор, он получит десять лет лишения свободы.

"Все, что мы видели до сих пор, говорит за то, что ему дадут максимальный срок", - считает Роланд Нэш, глава исследовательского отдела инвестиционного банка "Ренессанс капитал".

Однако падение Ходорковского и его нефтяной компании, которую он превратил в самую крупную голубую фишку России, изменило деловой ландшафт.

Новый иск на 11 млрд долларов, предъявленный "Роснефтью", и судебное постановление об аресте счетов ЮКОСа, вынесенное на этой неделе, создает у аналитиков впечатление, что все оставшиеся нефтяные месторождения компании тоже постепенно перейдут в руки государства.

"Новости о ЮКОСе с этого момента представляются маловажными", - сообщил инвестиционный банк United Financial Group на этой неделе, когда акции компании упали до своего минимума - около 50 центов. До начала кампании они стоили 16 долларов. "Это просто вопрос того, каким именно путем акции дойдут до своего неизбежного финала - нулевой стоимости".

Источник: Forbes


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru