Зачем ставить памятники Сталину? Диктатор и так оставил после себя достаточное количество мемориалов. Ведь нельзя забыть о миллионах погибших советских граждан, покоящихся в братских могилах
Вся Колыма - это памятник деяниям "великого Сталина", который на самом деле был преступником и параноиком и которого лишь победа Советского Союза в Великой Отечественной войне над фашистской Германией уберегла от своего "Нюрнбергского процесса". А такого процесса Сталин, несомненно, заслуживает.
60-я годовщина капитуляции
Неужели можно искренне хотеть поставить памятник человеку, который отдал приказ расстреливать 13-летних детей? Такой контраргумент в, казалось бы, призрачном споре, который сейчас вновь разгорелся в России вокруг имени Сталина, привел российский режиссер Марк Розовский.
Поводом к возобновлению дискуссий стала 60-я годовщина безоговорочной капитуляции Германии, которую некоторые силы в России хотят использовать для реабилитации красного диктатора, выпячивая деятельность Сталина как полководца во время Второй мировой войне и вспоминая о мощи и международном значении Советского Союза, которые достигли своего расцвета при Сталине.
Реабилитация Сталина?
Розовский со своей критикой поклонников Сталина выступил на теледебатах, которые устроил на днях телеканал НТВ. Оппонентом Розовского был политик из ультранационалистической партии Владимира Жириновского, депутат Алексей Митрофанов.
Митрофанов, который напоминал о заслугах Сталина, проиграл как в глазах телезрителей, принимавших участие в телефонном голосовании, так и по решению жюри, которое состояло исключительно из представителей молодого поколения.
Однако аудитория НТВ, телеканала, который принадлежит государственному энергетическому монополисту "Газпрому", не репрезентативна - это образованный слой российского общества. В некоторых провинциальных городах, например в Орле, где на днях люди потребовали реабилитации Сталина и установки ему памятника, очевидно, преобладает другое мнение.
Расквитаться со Сталиным
Однако не только националисты вроде сторонников Жириновского, слепо преклоняющиеся перед авторитетами, хотят наварить свой маленький политический капитал на грядущем 60-летии советской победы.
Глава Коммунистической партии Российской Федерация, Геннадий Зюганов, в прошлые выходные не согласился с требованием многих коммунистов наконец-то пересмотреть решения ХХ съезда КПСС (1956 год) о культе личности Сталина и реабилитировать его. Почему? Сталин в реабилитации не нуждается, заявил Зюганов, его заслуги и так неоспоримы.
А как же Никита Хрущев, который на ХХ съезде партии расквитался со Сталиным, выступив с секретной речью и инициировав тем самым советскую оттепель?
Зюганов требует нового Советского Союза
Надо опять подчеркнуть роль Сталина в победе над гитлеровской Германией, считает Зюганов. Волгоград - там зимой 1943 года состоялась решающая битва, выигранная Советами, которая многими оценивается как поворотный пункт войны на восточном направлении, - должен вновь обрести свое прежнее имя Сталинград.
Ссылка на былое советское величие при Сталине послужила Зюганову еще и для того, чтобы потребовать образования нового Советского Союза и порекомендовать братским партиям из государств СНГ вести решительную борьбу против бархатных революций, подобных "оранжевой революции" на Украине.
Деятели искусств против памятников Сталину
Но именно там, где на совести у Сталина, как на Украине, миллионы человеческих жертв, таким "светлым будущим" никого не заманишь. Уже не говоря о том, что требование восстановить СССР может свести на нет любое благоразумное политическое начинание Кремля на постсоветском пространстве.
Тем временем российские деятели искусств обратились с открытым письмом к президенту Путину, возражая против возведения памятников Сталину. Они также обвинили диктатора в преступлениях против человечности и в том, что накануне войны он ослабил Советский Союз своими чистками, из-за чего победа потребовала гораздо больших жертв, чем это могло быть при разумной политике.
"За Родину, за Сталина"
Возмущение волгоградских ветеранов войны теледебатами на НТВ, которые обернулись против Сталина, еще на следующий день было написано у них на лицах.
Один из советских героев Сталинграда, почти 82-летний Сурен Мирзоян, армянин, старшина воздушно-десантных войск, который на известном Мамаевом кургане воевал против немцев, сегодня, надев камуфляж, метал громы и молнии в адрес всех тех, кто, по его мнению, хочет замарать память Сталина.
Само собой, Волгоград снова должен стать Сталинградом, и кто может выступать против памятника человеку, который защитил нас, руководил нами, возмущается Мирзоян. Украинец Василий Дриго, ветеран войны, живущий в Москве, тоже не делает тайны из своего преклонения перед заслугами Сталина. Красноармейцы, говорит он, шли в бой с именем Сталина на устах. "За Родину, за Сталина!" - кричали они, поднимаясь в атаку.
Возмущение "клеветниками"
Если бы эти ветераны услышали, что обо всем этом думает Борис Узик, директор волгоградского музея Сталинградской битвы, наверняка возмутились бы еще больше. Поезжайте в деревню, посоветовал Узик, расспросите еще живых солдат. Лозунги в этой мясорубке были им безразличны. Многие чертыхались и матерились, а вовсе не взывали к Сталину - это клише утвердилось позже благодаря культу личности Сталина.
Если что еще и объединяет двух ветеранов, кроме их возмущения "клеветниками", то это отрицание того факта, что Сталин повинен в репрессиях. Им кажется, что те, кто "позорит" память Сталина, хочет украсть у них "их победу ", а в критике Сталина они видят принижение своего личного мужества.
Но поскольку от фактов никуда не деться, поклонники Сталина прибегают к такому аргументу, как легенда о "хорошем царе" Сталине, который ничего не знал о терроре в собственной стране, а узнав, строго наказывал виновных.
Сталин, Рузвельт и Черчилль
Сейчас, несмотря на все протесты, памятник Сталину в Волгограде, скорее всего, будет установлен, по крайней мере, тот, где его изваяли вместе с Рузвельтом и Черчиллем: три немолодых господина, которые сделали историю. Монумент изображает их в перерыве Ялтинской конференции на скамейке перед Ливадийским дворцом.
Грузинский скульптор Зураб Церетели всем предлагал свое десятитонное произведение. В Ялте, в Крыму, который со времен Хрущева принадлежит Украине, Церетели отказали, в Москве - тоже. Теперь памятник как экспонат торжественно передадут волгоградскому музею Сталинградской битвы.
Решение, считает его директор Узик, принималось политическим руководством региона и города. Но памятник не будет стоять ни на открытой музейной площадке, ни в самом музее, его установят поблизости.