Известное высказывание Карла Маркса о том, что история повторяется дважды - сначала в виде трагедии, потом в виде фарса - находит подтверждение и в наши дни: на примере человеческой трагедии и политического фарса в сегодняшней Польше. Гибель в авиакатастрофе под Смоленском президента Леха Качиньского и еще 94 высокопоставленных государственных деятелей, пишет Der Standard, а также эмоциональная церемония прощания снова будоражат воспоминания о преступлениях Катыни. Благодаря беспрецедентному резонансу, вызванному трагическими событиями, и российская общественность наконец начинает осознавать значение кровавого преступления 70-летней давности.
При этом, как отмечает известный польский писатель Анджей Стасюк, в результате развернутой с невиданным размахом "траурной кампании" на смену критике высшего руководства Польши пришла его "причудливая сакрализация". Совершенно обычные, взращенные на политических интригах и отстаивании интересов своей команды, безусловно заменимые государственные деятели неожиданно превратились в "героев" и "цвет нации".
И тем не менее, замечает автор публикации Пауль Лендвай, одно совместное возложение венков к мемориалу памяти жертв Катыни российским премьером Путиным и его польским коллегой Туском уже свидетельствует о том, что лжи о Катыни положен конец. При этом Лех Качиньский в церемонии участия не принял. Как метко заметил экс-президент Польши Александр Квасьневский, самым большим вкладом Качиньского в польско-российские отношения стала его смерть. Абсолютно искренняя реакция на трагедию под Смоленском российского премьера Путина и президента Медведева открыла новые возможности для двухсторонних отношений.
Останавливаясь на предстоящих в июне президентских выборах, Лендвай выражает надежду, что победу на них одержит умеренный консерватор Бронислав Коморовский, а не жаждущий мести неуемный Ярослав Качиньский, который вместе с покойным братом принес много вреда польской внешней и внутренней политике, культивируя образ страны-жертвы и блокируя многие необходимые ей реформы.