Суд над популярным российским активистом Алексеем Навальным - самый важный политический процесс в России за последние десятилетия, уверен журналист The New York Times Билл Келлер.
"Главное обвинение против Навального заключается в том, что он, будучи советником регионального правительства Кирова, присвоил средства государственного лесного предприятия", - говорится в статье.
Власти рассчитывают, что, обвинив Навального в мошенничестве, они подорвут его репутацию борца с коррупцией и, не в последнюю очередь, поставят крест на его политических амбициях.
"Суд - это спектакль, а мораль его такова: если слишком высоко задирать голову, ее можно лишиться", - комментирует автор.
С точки зрения Кремля, Навальный, отучившийся семестр в Йельском университете, - это "маньчжурский кандидат" от Лиги плюща, присланный американскими наставниками, чтобы спровоцировать конфликт с Кремлем, который должен закончиться арестом и продемонстрировать всему миру, как в России притесняют борцов за правду.
Сторонники блоггера уверены, что это заведомо проигрышное для Путина дело, потому что "он рискует сделать из Навального мученика" и испортить отношение международных организаций к России, не говоря уже о надвигающейся Олимпиаде в Сочи. "Путин не хочет, чтобы Россия стала изгоем, - цитирует Келлер одного из друзей Навального. - Он не хочет, чтобы к нему относились, как к президенту Белоруссии".
"Однако Путин - особенно в последние годы своего кажущегося бесконечным правления - далеко не всегда был трезвомыслящим аналитиком, учитывающим интересы России", - возражает Келлер. По его наблюдениям, в последнее время Путин стал удивительно самовлюбленным, мелочным и мстительным.
"Дело Навального требует от Соединенных Штатов взвешенной политики", - полагает автор. На сентябрь намечена встреча двух президентов, и администрация всеми силами старается спасти севшие на мель отношения двух стран. Будет неправильно, если судебный процесс затруднит сотрудничество в борьбе с терроризмом, сокращении ядерных арсеналов или урегулировании кризисов в Иране и Сирии, считает обозреватель. "Однако притворяться, что дело Навального не имеет важности, также было бы неправильно", - продолжает Келлер.
Журналист надеется, что Обама будет следить за ходом процесса над Навальным. "Он узнает кое-что новое о человеке, сидящем напротив него за столом переговоров, а также о человеке, который - как знать - может однажды занять это место".