"Манхэттенский проект наоборот" - так журналисты The New York Times называют развернутую в девяти американских атомных лабораториях "обширную безотлагательную программу", цель которой - не дать Ирану обзавестись ядерной бомбой. Статья приурочена к началу очередного раунда переговоров с Тегераном, который стартует в среду в Вене.
В рамках этой программы на территории Окриджской национальной лаборатории, "в глуши лесов штата Теннесси", выстроена копия иранского ядерного объекта, сообщаю журналисты. Установленные там центрифуги были частично получены из Ливии, частично созданы на месте. Это оборудование - источник "наиболее точно обоснованных" оценок состояния иранской ядерной программы, которыми специалисты лаборатории снабжают Белый дом, говорится в статье.
Дипломаты постоянно обращаются за разъяснениями к ученым-ядерщикам из министерства энергетики США, "засыпая их сложными техническими вопросами", а те, в свою очередь, круглосуточно консультируют переговорщиков по телефону. Иногда для этого приходится прибегать к расчетам и компьютерному моделированию. Бывают случаи, когда ответы требуются в очень сжатые сроки - как рассказал директор Ливерморской национальной лаборатории Уильям Гольдштейн, "в некоторых случаях - в считанные часы".
Поскольку ставки на переговорах по иранской ядерной программе очень высоки, лаборатории проверяют и перепроверяют друг друга, в процессе между ними возникает "естественная конкуренция", которая тоже идет на пользу переговорщикам: ученые с удовольствием выискивают недочеты в выкладках своих коллег, продолжают авторы статьи.
Прошлым летом эксперты ядерщики задумались о "способе, который позволил бы Ирану преобразовать расположенный глубоко под землей обогатительный завод в Фордо (...) в исследовательский центр и при этом сохранить лицо", рассказывают журналисты. По словам одного из экспертов, "вопрос был в том, какие эксперименты можно проводить в глубоком подземелье". Этот анализ лег в основу предварительного соглашения между США и Ираном, которое было заключено в апреле.
Одно из возможных применений, которое американцы нашли иранскому подземному объекту, - это сделать из него "обсерваторию по отслеживанию невидимого излучения космических взрывов". "Покрывающие этот объект горные породы помогли бы отфильтровать посторонние сигналы". Также была высказана идея организовать в Фордо лабораторию по "очистке редких разновидностей химических элементов, которые используются в медицине".
Далее Дэвид Сэнгер и Уильям Брод приоткрывают "кухню" переговоров по иранской ядерной программе: "Кто-нибудь из команды ученых, бывало, опрокидывал на стол вазу с шоколадными конфетами и начинал их перекладывать, чтобы показать иранцам, как можно провести предлагаемую реорганизацию [ядерного] объекта". Как пояснил один из собеседников газеты, "это был визуальный способ преодоления языкового барьера".