Факт? Выдумка? А если и то и другое?
"Одно уравновешивает другое, - говорит Роберт Каплер, пьеса которого "Любовь в ссылке" повествует о любовном треугольнике между Лениным (Пол Маклейн), его женой Надей Крупской (Джорджия Шлессман) и любовницей Инессой Арманд (Джейми Буало). - Когда берешься за историческую драму, у тебя есть два набора принципов и приоритетов, в чем-то противоречащих друг другу. С одной стороны, хочешь, чтобы пьеса была исторически правдивой. С другой стороны, нужно найти сюжетную линию, чтобы рассказать историю, имеющую начало, середину и конец".
Каплер говорит: "Иногда побеждает драматургическая необходимость, а иногда - историческая правда".
Идея биографической драмы впервые пришла в голову Каплеру во Флориде около 20 лет назад. Сын эмигрантов, покинувших в советские времена Восточную Европу, остановился у букинистического магазина, чтобы купить книжку для чтения на пляже, и наткнулся на "Жизнь и смерть Ленина" Роберта Пейна (необычный вариант пляжного чтения, но каждому свое). "Я внезапно понял, что, если бы не было революции 1917 года и если бы Ленин не начал красный террор и все такое, я не сидел бы на этом пляже, - вспоминает он. - Я не мог понять, почему я не видел ни одного произведения искусства, книги или пьесы, о его жизни".
Спустя много лет, работая в торговой ассоциации на Капитолийском холме, Каплер решил воспользоваться библиотекой конгресса и провести собственное исследование жизни Ленина. "Если бы я собирался писать книгу, я хотел бы поехать в Россию, посетить памятные места, сделать записи, - говорит он. - Я подумал, что для пьесы, если все сделать правильно, я смогу найти нужные мне детали в других источниках". Результатом стала "Любовь в ссылке", где динамика отношений в любовном треугольнике Ленина используется как аналог его борьбы за власть на политическом уровне.
Каплер обнаружил, что, несмотря на обилие имеющихся исторических документов, для пьесы ему приходится строить догадки и делать экстраполяции. "Я понял, что для придания персонажам формы и объемности мне все равно нужны мои писательские навыки, - говорит он. - Например, нам известно, что Крупская любила Ленина, но предложила ему развод, чтобы он мог жениться на Инессе Арманд. Нравилось ли ей такое решение, вопрос другой. Я этого не знаю.
В литературе советского периода вас пытаются убедить в том, что Надя Крупская нормально относилась к тому, что есть женщина, с которой у ее мужа роман, поскольку она была свободомыслящей феминисткой, а многие социалисты придерживались принципа "свободной любви". "Я должен был решить, готов ли я в это поверить, - объясняет Каплер. - Говорят, что Надя относилась к Инессе как к сестре, и все они были одной счастливой семьей. Я решил, что это вздор. Моя Надя безумно ревнует, поскольку это согласуется с тем, что я знаю о людях".
Каплер признает, что испытывал некоторый дискомфорт, свободно обращаясь с фактическим материалом, который нужно было организовать таким образом, чтобы получилась пьеса, а не документальное произведение. "Люди часто хотят узнать, правда ли это. Соответствует ли это в действительности. И если признаешься, что не все совпадает с фактами, они думают "Ага!", - говорит он. - Но приходится так поступать. Иногда приходится отходить от фактов, если они противоречат законам драматургии".