Вчера Владимир Путин озвучил амбициозные планы по возрождению военной мощи России и возвращению ей роли ведущего в мире производителя военной авиатехники.
Выступая на открытии крупнейшего за весь постсоветский период истории России авиационного салона, президент выразил свою решимость сделать авиастроительную промышленность приоритетной задачей национального уровня после нескольких десятилетий отставания от Запада.
Эти высказывания хронологически следуют за решением Путина, принятым на прошлой неделе, о возобновлении дальних полетов стратегических бомбардировщиков, способных поражать цели в США ядерным оружием.
Их патрулирование над Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами возобновилось на прошлой неделе впервые с 1992 года.
Вчера помощники президента намекнули, что Россия, возможно, вскоре возобновит и производство стратегических ядерных бомбардировщиков "Ту-160" и "Ту-95", поскольку теперь самолеты вновь несут боевое дежурство.
Бомбардировщики будут использоваться как "средство стратегического сдерживания", - сказал один из помощников президента Александр Бурутин в интервью агентству "Интерфакс".
Путин сообщил, что Россия также вновь начнет широкомасштабное производство гражданских самолетов, и заявил: "Перед Россией стоит задача сохранения лидерства в производстве военной боевой авиатехники".
Новое акцентирование возрожденного военного могущества России происходит на фоне ухудшения отношений с Западом. Путин осудил планы США по размещению элементов ПРО в Европе, отправил в мусорную корзину договор с НАТО об обычных вооруженных силах и захватил, пусть символически, большой кусок Арктики.
Вчера российский генерал, занимающий один из высших постов в командовании, предостерег Чехию, что она совершит "крупную ошибку", если позволит США воспользоваться своей территорией. Юрий Балуевский, начальник Генерального штаба вооруженных сил РФ, заявил, что Праге следует воздержаться от окончательного решения по вопросу ПРО и принять его лишь в будущем году, после президентских выборов в США.
"Я не исключаю вероятности того, что новая администрация Соединенных Штатов пересмотрит решения нынешней администрации по противоракетной обороне", - сказал он после встречи в Москве с министром обороны Чехии Мартином Бартаком.
Выступая вчера на международном авиасалоне "МАКС-2007", Путин сказал: "Россия, у которой появились сегодня новые экономические возможности, будет и дальше самое пристальное внимание уделять высоким технологиям, их развитию".
У аналитиков вызвало протест утверждение Путина, что Россия уже является ведущим производителем военной авиатехники, однако они признали, что Россия разработала некоторые впечатляющие "технологии".
В их числе - новая система перехвата ракет и самолетов "С-400", сходная с американской Patriot, но превосходящая ее по эффективности, а также новая смертоносная сверхзвуковая крылатая ракета "Метеорит-А".
"У них есть кое-какая очень хорошая техника", - отметил один наблюдатель, имеющий отношение к авиационной индустрии.
Кроме того, Россия воспользовалась вчерашним авиасалоном - он проводится в Жуковском, на бывшей советской воздушной базе в зеленом пригороде Москвы - для того, чтобы похвастаться своими истребителями новейшего поколения.
Среди них - модернизированный самолет "Су" - "Су-35", оснащенный двигателями и радаром новой модели, а также усовершенствованный "МИГ" с отклоняемым вектором тяги - "МИГ 29-ОВТ". "Это хорошие самолеты. "МИГ" может делать очень изящный переворот через крыло", - добавил наблюдатель из авиаиндустрии.
Один из аналитиков заметил, что Путин не хочет конфронтации с Западом, но твердо намерен восстановить стратегический паритет сил России и США.
"Россия стремится к равновесию. Она стремится к стратегическому равновесию сил с США", - сказал в интервью Guardian Иван Сафранчук, московский эксперт по обороне.
"Россия хочет сделать это с наименьшими затратами для себя. Но поскольку администрация Буша выходит из договоров о контроле вооружений, Россия говорит, что тоже готова удерживать равновесие даже ценой больших расходов", - заметил Сафранчук.
По поводу того, что Россия возобновила дальние полеты бомбардировщиков, Сафранчук сказал: "Это знаменательно. 15 лет политическое руководство удерживало от этого военных. А теперь не удерживает".
В 1960-1970-е годы Советский Союз производил больше гражданских самолетов, чем любая другая страна мира, за исключением США.
После краха коммунистического режима обнищавшее правительство России резко урезало расходы на авиапромышленность. Заводам, которые выпускали военные самолеты, жилось лучше, чем производителям гражданских лайнеров, в основном благодаря активным продажам в Индию и Китай. Но Россия начала отставать от Запада в области конструирования современных истребителей и другой военной авиатехники.
Теперь же Путин намерен вывести Россию на третье место в мире по производству пассажирских реактивных самолетов - после США, где работает Boeing, и Евросоюза с его Airbus.
Российские пассажирские авиакомпании располагают примерно 2500 самолетами, которые находятся в ветхом состоянии; в их числе всего 100 единиц западного производства. Между тем этот парк перевозит треть всех российских пассажиров.
На прошлой неделе российские официальные лица объявили о планах к 2025 году произвести 4500 гражданских самолетов. Кремль пообещал выделить на развитие гражданского авиастроения сумму, эквивалентную 125 млрд фунтов.
В рамках плана по значительному стимулированию гражданской авиастроительной промышленности в России была создана новая государственная организация Объединенная авиастроительная корпорация.
Ее возглавляет Сергей Иванов, первый вице-премьер РФ, склоняющийся по своим убеждениям к "ястребам". На вчерашнем авиашоу он сидел рядом с Путиным. Иванов - ведущий кандидат на то, чтобы после президентских выборов в будущем году занять место Путина.