6 августа российские самолеты сбросили бомбу на территорию Грузии всего в 60 км от Тбилиси, столицы страны. Это далеко не единственный случай, эта провокация - всего лишь элемент нарастающей агрессивности России на международной арене. Но речь также идет о прямом следствии неспособности Запада реагировать на все более очевидные действия русских в отношении своих соседей. Чего ждут европейские политики, чтобы отреагировать на поведение России, которое становится все более агрессивным?
Недовольство России по отношению к прозападному грузинскому правительству хорошо известно. Инструментами для наказания Грузии за ее неповиновение, как известно, были прекращение подачи энергии, введение эмбарго на экспорт грузинских товаров под явно надуманными предлогами, поддержка сепаратистских движений, нарушение воздушного пространства и сбрасывание бомб. Россия, безусловно, отрицает любую причастность к событиям такого рода. Она дошла даже до того, что выдвинула версию о том, что Грузия сама сфабриковала эти инциденты, чтобы иметь возможность обвинить Россию!
Многое изменилось с начала 90-х годов. В первую очередь, сама Грузия. В то время она была государством в самом бедственном положении, но теперь эту страну можно назвать одной из самых удивительных "историй успеха" Европы. Ее правительство, молодое и динамичное, прилагает больше усилий к реформированию системы управления страной и искоренению коррупции, чем любая другая бывшая советская республика, за исключением балтийских стран. Всемирный банк поместил Грузию в первые ряды стран-реформаторов в мире, в страну поступают инвестиции, что способствует поддержанию роста экономики в пределах 10% в год.
К тому же важность Грузии для Европы радикально изменилась. В прошлое ушли те дни, когда Грузия и Кавказ имели дурную репутацию, когда они были лишь частью агонизирующей советской империи.
Сегодня Грузия является частью развивающегося Черноморского региона, расположенного очень близко к границам Европейского союза. Это транзитный путь, который все чаще и чаще используется для доставки энергетического сырья, добываемого в Каспийском регионе, и одна из надежд Европы в плане поставок природного газа, но не из России.
Но что касается других аспектов, то они, к сожалению, не изменились. Одним из них является позиция Москвы, которая продолжает намеренно игнорировать основы международного права в своих отношениях с соседями по той простой причине, что они входили, какое-то время и против своей воли, в состав советской империи. В течение нескольких последних лет вмешательство Москвы в дела Абхазии и Южной Осетии, признанных во всем мире составной частью суверенной территории Грузии, резко активизировалось. И Москва продолжает это отрицать. В Южной Осетии глава сепаратистов чаще отчитывается перед Кремлем, а не перед своим народом, что заставило некоторых руководителей осетинского сопротивления пойти на мирные переговоры с Грузией.
Но, возможно, наибольшую обеспокоенность вызывает другая ситуация, не претерпевшая изменений: невнимание Европейского союза, граничащее с небрежностью, к отношениям России с ее соседями. Когда российские вертолеты этой весной нанесли удар по Кодорскому ущелью, европейские руководители никак не отреагировали. И даже когда Эстония, член Европейского союза и НАТО, стала объектом электронной войны, за которой явно стоял Кремль, реакция Европы отражала испуг.
Речь не идет о недостатке информации. Западным руководителям прекрасно известно, откуда прилетели эти бомбардировщики, так же, как им известно, кто стоит за электронным нападением на Эстонию. Но по неким причинам России просто надо категорически отвергать все обвинения, и каждое из этих опровержений обретает силу!
Результатом этого стало то, что сегодня европейская политика умиротворения достигла предела и теперь становится даже контрпродуктивной. Всякий раз, когда Европа не реагирует на злоупотребления российской стороны, ситуация ухудшается. События последнего времени свидетельствуют о том, что впервые российский воздушный удар был направлен непосредственно против территории Грузии, а не был осуществлен в зонах конфликтов. Если бы Европа отреагировала на российские атаки в Кодорском ущелье нынешней весной, то Россия, быть может, сделала бы вывод, что военные акты против соседней страны могут иметь международные последствия. Но вместо этого Кремль пришел к заключению, что у него развязаны руки.
Таким образом, вопрос заключается в том, чтобы узнать, чего ждут европейские лидеры, чтобы заставить уважать принципы международного права и защитить свои собственные интересы в соседних с ними странах. Они ждут удара непосредственно по Тбилиси? Или, быть может, по Таллину?
Сванте Корнелл - директор исследований Института Средней Азии и Кавказа, руководитель Программы по изучению шелкового пути, центра политических исследований, имеющего представительства в Вашингтоне и Стокгольме