Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 августа 2007 г.

Рейбен Ф. Джонсон | The Weekly Standard

Перекрыт канал по поставкам оружия в Ирак

Российское оружие, организованная преступность и иракские власти

В прошлые выходные тайный мир контрабандной торговли оружием оказался в центре внимания прессы: агентство Associated Press сообщило, что раскрыта сделка, за которой стояла сумма в 40 млн долларов и в результате которой в Ирак было бы доставлено более 100 тыс. единиц автоматического оружия российской конструкции. Но, прежде чем контракт был заключен и партии товара отгружены покупателям, итальянских и ближневосточных посредников в сделке схватили в результате "Операции Парабеллум" - продолжающегося расследования, которое два года тому назад начал прокурор Дарио Рацци, борец с мафией.

Эта операция против организованной преступности началась в 2005 году, когда следователи заинтересовались торговлей наркотиками, осуществляемой главарями мафии. Вскоре команда под руководством Рацци расширила свою деятельность - начала прослеживать сделки по поставке оружия в Ливию, а затем в Ирак, к которым также была причастна мафия.

Из материалов итальянского суда, попавших в распоряжение агентства AP, следует, что ключевые улики были обнаружены в начале прошлого года, когда римская полиция в ходе расследования деятельности наркоторговцев тайно заглянула в багаж подозреваемого, за которым велась слежка. Багаж он сдал в аэропорту, направляясь в Ливию. Ожидалось, что в багаже будет обнаружена партия наркотиков, но там оказались каски, бронежилет и каталог оружия.

В приобретении оружия российских моделей для сил безопасности Ирака нет ничего необычного. Российское оружие, а также модели, разработанные в других странах советского блока (Варшавского договора), уже имелись на вооружение иракских сил; именно с этим типом вооружения лучше всего знакомы бойцы, ныне воюющие плечом к плечу с американскими солдатами.

Одной из причин, подвигнувших чиновников иракского правительства на заключение этого контракта, могла быть обеспокоенность проблемами, возникавшими в прошлом, когда закупки осуществлялись через американских военных. Эти иракские чиновники не проинформировали администрацию США о начале переговоров о закупках и не предоставили никаких подробностей о том, с какими компаниями имели дело через посредников.

Весь этот образ действий нестандартен для таких сделок - обычно подобные контракты пристально контролируются американскими военными.

В прошлом проблемы с приобретением и дальнейшей инвентаризацией оружия и техники российской конструкции поставили под сомнение способность американских военных должным образом осуществлять такие закупки.

Иракским силам безопасности приходилось ждать на несколько месяцев дольше обещанного, чтобы получить самую элементарную технику типа бронетранспортеров. Часть полученной ими техники настолько не отвечает критериям технического оснащения американцев, что иракские офицеры потихоньку говорят офицерам разведки, координирующим связь между ними и коалицией, что рядовые иракские бойцы чувствуют себя как минимум "гражданами второго сорта".

До сих пор неясно, действительно ли это оружие предназначалось для сил безопасности Ирака. Однако почти очевидно, что багдадские официальные лица, причастные к сделке, сошлются на огрехи американских военных в области таких закупок в прошлом, чтобы оправдать свое решение заключить контракт самостоятельно.

История становится еще загадочнее в контексте известия, что перехваченные итальянцами электронные письма и другие переговоры свидетельствуют: иракские чиновники утверждали, будто данный контракт на закупку оружия был официально одобрен американцами. Официальный представитель США в Багдаде опроверг это утверждение.

"Иракские власти не уведомили MNSTC-I о том, что совершают такие закупки", - сообщил подполковник Дэниэл Уильямс. MNSTC-I - Multi-National Security Transition Command-Iraq ("Многонациональное командование по безопасности в переходный период в Ираке") надзирает за вооружением и обучением иракской армии и национальной полиции.

Подробности, касающиеся цепочки фирм, которые причастны к этому делу, "испускают неприятный аромат", как сказали бы в Вашингтоне. Они заставляют предположить, что иракцы вводили в заблуждение итальянских посредников, уверяя, будто сделка всецело получила благословение американских властей.

Во-первых, в результате перехваченных разговоров и другой информации следователи вышли на группу итальянских бизнесменов, которые не были замешаны ни в одном из расследуемых дел о наркотиках. Однако эти же бизнесмены пользовались подставными фирмами, учрежденными на Мальте и Кипре - в государствах, где торговля оружием контролируется относительно слабо. И Мальта, и Кипр печально известны как место регистрации фиктивных корпораций и других фирм, которые служат легальной ширмой для незаконной торговли оружием.

Во-вторых, этим итальянским бизнесменам предъявлены обвинения в нарушении законодательства их страны, которое запрещает торговать оружием без государственной лицензии. Одним из главных действующих лиц сделки был некий Массимо Беттинотти, 39-летний торговец оружием, владелец мальтийской фирмы MIR, Ltd.

В-третьих, посредничество между итальянцами и покупателями - багдадскими госслужащими - осуществляла принадлежащая иракцам Al-Handal General Trading Company, базирующаяся в Дубае. Дубай тоже известен как место заключения через фиктивные фирмы сделок, которые совершаются в обход международных эмбарго.

С 1996 по 2003 год Al-Handal использовалась в качестве закупщика в ныне хорошо известной программе "Нефть в обмен на продовольствие". Компанию обвинили в соучастии и содействии всей мошеннической схеме, в ходе которой чиновникам саддамовского режима выплачивался "откат", а также тайному содействию ввозу товаров и оборудования (как предполагается, военной техники и других технологий, на которые было наложено эмбарго) в Ирак, что противоречило санкциям ООН против правительства Саддама Хусейна. Другие дубайские торговые фирмы иногда используются для закупок в обход эмбарго оружия и другого оснащения для вооруженных сил Ирана.

В-четвертых, трудно понять, зачем иракцам такое количество единиц оружия. На данный момент для иракской армии и полиции уже приобретена 701 тыс. единиц оружия, на что затрачено 237 млн долл. из средств, выделенных администрацией США. Еще 100 тыс. единиц автоматического и мелкокалиберного оружия - это, похоже, уже перебор.

И наконец, один из пяти итальянских бизнесменов, которым предъявлены обвинения - 42-летний Витторио Дорди - все еще на свободе. По некоторым сведениям, он находится в Демократической республике Конго. Говорят, что Дорди занимается торговлей алмазами, которая в этой части мира часто тесно связана с нелегальным обменом оружия на так называемые "конфликтные алмазы".

Возможно, одной из ключевых деталей, заставивших итальянские власти пресечь деятельность этих торговцев оружием, стало перехваченное письмо Валида Нури аль-Хандаля, генерального управляющего Al-Handal. Он написал итальянцам по электронной почте: "He волнуйтесь, если с прямым импортом этих товаров в Ирак возникнут проблемы. Мы можем привезти продукцию в другую страну, а оттуда доставить в Ирак". Другими словами, планировалась фальсификация сертификатов о пункте конечного назначения закупленных товаров - по бумагам товар шел в одну страну, а на деле попал бы в другую.

Незадолго до этого разоблачения, в июле, было объявлено, что примерно 110 тыс. автоматов Калашникова AK-47 и еще 80 тыс. единиц мелкокалиберного оружия, изначально приобретенные американскими военными для передачи новым силам безопасности и полицейским частям Ирака, куда-то канули.

Вашингтонские аналитики, знакомые с ситуацией в Ираке, отмечают, что США регулярно обвиняют Сирию и Иран в том, что те не препятствуют притоку оружия и боеприпасов через свои границы в Ирак, но при этом силы коалиции игнорируют все более активную торговлю оружием на черном рынке и пропажу оружия, состоящего на балансе государства, внутри Ирака. По словам Рейчел Столь из Center for Defense Information, процитированным газетой Washington Post, американские войска на местах игнорируют этот аспект проблемы, и напрасно: "По-видимому, это означает, что Соединенные Штаты невольно снабжают оружием злоумышленников".

Учтем также, что в долгосрочной перспективе американские военные планируют заменить AK-47, ныне находящиеся на вооружении у иракских частей, обученных советниками коалиции, знаменитыми автоматами M-16 американского производства, и окажется еще более вероятным, что черные рынки страны прямо-таки кишат оружием. Столь и другие аналитики предостерегают, что оставить эту ситуацию без внимания - значит повторить ошибки, допущенные силами коалиции в начале вторжения в Ирак в 2003 году. Тогда по пути движения они оставляли крупные запасы оружия и боеприпасов - оружия, которым с тех пор и пользуются повстанцы.

Источник: The Weekly Standard


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru