В то время как Кремль едва в состоянии сдержать радость от хода событий в Грузии, этот кризис обернулся шоком для российского бизнеса.
Вслед за началом боевых действий финансовые рынки страны обрушились, после того как иностранные руководители фондов испугались, оставив российские компании с проблемой получения иностранных кредитов. Тем временем американские чиновники предупредили Москву, что грузинская война может повлечь за собой последствия для экономической политики, включая возможные дальнейшие задержки для вступления России во Всемирную торговую организацию.
Ничто из этого не вызвало бессонницы у президента Дмитрия Медведева. Россия, с рекордными инвалютными резервами, высокими ценами на нефть и газ и прочным экономическим ростом, хорошо готова к штормам и посильнее этого. Власти могут финансировать государственные расходы, включая военные затраты, на протяжении ближайших лет. Кроме того, активная распродажа на финансовом рынке последовала за долгим бумом цен на активы, который, в любом случае, уже шел на убыль.
Однако жизнь может осложниться для российских политиков, которые пытаются справиться с бушующей инфляцией, главным экономическим вызовом. Кроме того, учитывая рост стоимости иностранных кредитов, крупные инфраструктурные проекты могут стать более дорогостоящими.
В свете бессилия Запада остановить грузинскую кампанию России военными или политическими методами, появляется очевидный соблазн задуматься об экономических рычагах. Однако США и ЕС не должны ему поддаться. Даже когда сталкиваются политические интересы Запада и России, как это произошло на Кавказе, их экономические интересы остаются тесно переплетенными. Это особенно верно для европейского энергетического рынка: ЕС является крупнейшим покупателем России, а Россия - крупнейший поставщик ЕС. Эта взаимозависимость является - и должна оставаться - мощной основой для взаимовыгодного экономического сотрудничества. Любые шаги по ограничению доступа России в международные организации должны сосредотачиваться на политических клубах, таких как Совет Европы, а не ВТО, членами которой уже являются страны с сомнительным политическим послужным списком, такие как Зимбабве и Бирма.
При этом западные государства должны быть тверды в реализации экономических правил: российские компании, получающие доступ к западным финансовым рынкам, должны, к примеру, полностью подчиняться законам о прозрачности. Кроме того, государственные компании, такие как "Газпром", должны подвергаться особенной проверке из-за возможных неэкономических мотивов. Западные страны, а именно государства ЕС, закупающие российский газ, должны больше сотрудничать друг с другом, когда речь идет о бизнесе с Москвой. Экономическое сотрудничество должно идти рука об руку с защитой рыночных правил и усилиями, нацеленными на предотвращение использования Россией энергии как политического оружия.