В планах Дмитрия Медведева перемены в обществе, но для этого ему еще нужно преодолеть недоверие россиян
Первые сто дней нового российского президента Дмитрия Медведева миновали. Его способности как руководителя многими наблюдателями подвергались сомнению. Однако, по существу, он не просто преемник Владимира Путина, но и составная часть непривычного для России двоевластия, лидером в котором в настоящее время является глава правительства. Кремлевский период Медведева начинался в атмосфере осторожных надежд, которые в значительной мере реализовались. Правда, все важные решения в области внутренней и внешней политики принимаются президентом и премьером совместно; но уже во время предвыборной кампании можно было увидеть, что Медведев идет в Кремль с честолюбивыми планами, которые за время своего президентства он собирается претворить в жизнь.
Намерения Медведева перекликаются с пожеланиями общества, которое признает высокое значение политической стабильности, однако в то же время далеко от того, чтобы считать ситуацию в стране идеальной. Россияне стремятся к эволюционным переменам, которые сделали бы общество более справедливым, социальную политику - более эффективной, а власть - существенно более близкой к народу.
Первые сто дней Медведева как раз подходили к концу, когда он оказался перед лицом серьезного кризиса, который был вызван вторжением грузинских войск в Южную Осетию. Последствиями вмешательства стали огромные жертвы среди мирного населения и российских миротворцев. Такие действия должны были вызвать у России жесткую реакцию - любая страна защищает своих граждан всеми возможными средствами, если им угрожает смерть. Когда Путин присутствовал на открытии Олимпийских игр в Пекине, главе государства пришлось принимать множество трудных решений. Возможно, грузинское руководство рассчитывало на то, что Медведев, насквозь гражданский человек, специалист по гражданскому праву, который никогда не служил в силовых структурах, даст слабину.
Расчет не оправдался. Президент проявил себя волевым лидером, способным решать сложные задачи, в частности, силовым путем. В кризисной ситуации властный дуэт действовал согласованно и жестко. Однако теперь встает вопрос, насколько Медведеву удастся продолжить свой политический курс в новой ситуации, поскольку сейчас Россия находится под перекрестным огнем западной критики. Тем не менее, многое говорит за то, что магистральная линия Медведева, включая построение в России демократических институтов, останется неизменной.
Это принципиальный выбор, не продиктованный извне, который важен для дальнейшего развития России. Не случайно в эти дни были приняты меры по предотвращению роста ксенофобии - по защите грузинских граждан, которые находятся в России. Медведев призывает к решительной борьбе с коррупцией, которая, по его мнению, приняла в России системный характер. Он разработал масштабную программу жилищного строительства. Она будет осуществляться на землях, отобранных у государства, так как оно не умеет использовать их рационально. Кроме того, есть проекты, которые нацелены на бόльшую независимость судебной системы - ни для кого не секрет, что в России многие важные судебные решения принимаются по указанию чиновников из органов исполнительной власти.
Сегодня заметны признаки того, что Кремль готов вести диалог с либеральной частью общества, которая раньше была вытеснена на политическую обочину. Безусловно, шаги в этом направлении предпринимаются. Так, Медведев отклонил репрессивные поправки в закон о средствах массовой информации, а Конституционный суд принял положительное решение по делу Мананы Асламазян. По мнению многих наблюдателей, уголовное преследование известной журналистки за контрабанду валюты имело под собой политические мотивы.
Некоторые, вспоминая об инициированной Никитой Хрущевым либерализации СССР в 1950-е годы, сейчас говорят даже о новой "оттепели". Однако это сравнение хромает. Режим Путина принципиально отличается от сталинской деспотии. При всем том необходимо расширение возможностей для дискуссий. Нужно снова браться за многие вопросы, которые, казалось, уже были решены в прошедшие годы. Среди них, как считаю я, вопрос соответствия российской демократии европейским принципам, отношения между государством и миром бизнеса, а также возможный возврат к прямым выборам губернаторов.
По многим признакам можно предположить, что президент и премьер целенаправленно согласовали свои позиции, причем Путин устанавливает "рамки" перемен, чтобы новые тенденции не привели к дестабилизации политической ситуации. Складывается впечатление, что стремление к комбинации преемственности и реформ сохранится и дальше и коснется как политической, так и экономической сферы. Тандем работает без конфликтов: Медведев пользуется полным доверием Путина. Кроме того, оба они понимают, что любые расхождения между президентом и премьером могут дестабилизировать существующую систему, в чем не заинтересованы ни они сами, ни политический класс в целом. Впрочем, влияние президента в тандеме может со временем усилиться - естественно, в ходе эволюционного процесса.
Сколь успешной окажется политика Медведева, во многом будет зависеть от того, насколько ему удастся обеспечить себе поддержку населения. В данный момент оно поддерживает Медведева в основном "авансом". Это связано с его статусом преемника Владимира Путина и, кроме того, с надеждами на позитивные перемены в государстве и обществе. В то же время в обществе по сей день распространены скептические представления о том, что все, что обещает власть, - это только слова. Недоверие можно преодолеть только реальными успехами, если Кремль будет не только выступать с популярными идеями, но и эффективно претворять их в жизнь.
Алексей Макаркин - вице-президент московского Центра политических технологий