"Очень важно, чтобы весь мир понял: то, что сейчас происходит в Грузии, затронет мировой порядок в целом, - сказал в минувшие выходные министр правительства Грузии Темур Якобашвили. - Дело касается не только Грузии. Дело касается всего мира". В подобных заявлениях не было бы ничего примечательного, если бы не тот факт, что Якобашвили произносил их на беглом иврите в интервью радиостанции армии Израиля. Тогда же он заметил, что "Израилю следует гордиться своими военными, которые обучали грузинских солдат".
Однако министерство иностранных дел Израиля, со своей стороны, срочно попыталось развеять впечатление, будто Израиль способствовал укреплению грузинских вооруженных сил. По некоторым сведениям, в минувшую субботу оно рекомендовало заморозить дальнейшие поставки техники и направление военных инструкторов в Грузию израильскими фирмами, которые выполняют заказы министерства обороны Израиля. (Израиль не снабжает вооруженные силы иностранных государств напрямую, но частные фирмы, которые этим занимаются, должны получать одобрение министерства обороны на такие сделки). Израильская сторона решила воздержаться от утверждения новых контрактов в сфере обороны, хотя обязательства по текущим будут выполнены. Израиль подчеркнул, что контракты предусматривают предоставление техники, которая несет оборонительные функции. Но если израильтяне пытались умалить важность связей в военной сфере, то им не помогли высказывания, например, Якобашвили или комплимент, который ранее обронил на пресс-конференции президент Грузии Михаил Саакашвили - он сказал, что "израильское оружие оказалось очень эффективным".
Российская сторона не преминула обратить на это внимание. "Израиль вооружил грузинскую армию", - проворчал генерал Анатолий Ноговицын, заместитель начальника Генштаба ВС РФ, на пресс-конференции в Москве в начале недели. В минувшие выходные одна израильская газета привела слова неназванного источника в официальных кругах, который предостерег, что "в наше время" Израилю следует "проявлять крайнюю осмотрительность и чуткость. Россия продает много оружия Ирану и Сирии, и вовсе не нужно давать России предлог для продажи им еще более современного оружия". Будто нарочно, в среду в Москву прибыл президент Сирии Башар Асад, надеясь уговорить Россию продать ему высокотехнологичные системы ПВО; по слухам, он предложил российским ВМС воспользоваться одним из сирийских портов на Средиземном море. Поздно вечером в среду министерство иностранных дел Израиля объявило, что премьер-министр Эхуд Ольмерт и президент России Дмитрий Медведев пообщались по телефону, чтобы разобраться в ситуации с грузинским конфликтом и продажей российского оружия Сирии.
Возможно, объемы работы израильских оборонных фирм в Грузии преувеличены, а большая часть вооружений и техники, которыми пользуется грузинская армия, поставляется США и другими странами. Однако израильские компании внесли такой большой вклад в снабжение грузинских вооруженных сил специальным оборудованием и обучение высококвалифицированным тактическим действиям, что эти связи - и мнение России о них - сильно встревожили правительственные круги Израиля. Израильские официальные лица утверждают, что, предчувствуя стычку Грузии с Россией, Израиль еще в конце 2007 года начал сокращать масштабы деятельности израильских компаний в Грузии. На этой неделе Якобашвили укоризненно заявил, что Израиль, "по настоянию России", свернул военные связи с Грузией. Это решение Якобашвили назвал "позорным".
Торгуя оружием, Израиль - совсем как Россия - руководствуется коммерческими интересами своей оружейной промышленности. Экспорт израильского оружия в Грузию объясняется скорее логикой бизнеса, чем стратегическим выбором - решением поддержать Тбилиси в противостоянии с Москвой. Собственно, реакция Израиля после начала боевых действий напоминает, что на чашах весов даже относительно вялая дружба с Москвой для Израиля, пожалуй, важнее, чем тесный союз с крохотной Грузией. Несмотря на то, что Израиль руководствовался чисто финансовыми соображениями, Грузия воспользовалась этими коммерчески-военными связями для попыток сближения с Израилем.
Президент Саакашвили отметил, что и его министр, ведающий переговорами по поводу Южной Осетии (Якобашвили), и министр обороны Давид Кезерашвили жили в Израиле до того, как перебраться в постсоветскую Грузию. Как пишет израильская газета Haaretz, на этой неделе грузинский лидер пафосно произнес, что в Тбилиси "как война, так и мир находятся в руках израильских евреев". Действуя по каналам министерства обороны Грузии (и с одобрения соответствующего израильского ведомства), израильские компании, по некоторым сведениям, поставили грузинской стороне беспилотные разведывательные самолеты, приборы ночного видения, системы ПВО, снаряды, ракеты и различное электронное оборудование. Пожалуй, еще важнее оснащения были инструктаж в области высококвалифицированных тактических действий и консультации, которые предоставляли в качестве частных подрядчиков видные генералы в отставке - например, Израэль Зив и Гал Гирш (последний командовал наземными силами Израиля в период их неудачного вторжения в Ливан в 2006 году). (Кстати, лидер "Хизбаллы" шейх Хассан Насралла, не пропускающий ни одного случая поглумиться над своими врагами, на этой неделе сострил: "Гал Гирш, разбитый в Ливане, поехал в Грузию, и там благодаря ему тоже проиграли войну"). Но Гирш, возможно, не виноват: Россия обрушила сильно превосходящие силы на крохотную грузинскую армию, а та, как считают в Израиле, все равно дралась лучше, чем позволяла ей весовая категория.
Поставки израильского оружия в Грузию раздражали Россию и до недавнего начала конфликта - Москва выражала недовольство по поводу беспилотных разведывательных самолетов, которые грузинам предоставила некая израильская компания (три таких самолета в последние месяцы были сбиты российской авиацией над Южной Осетией). Израильская сторона, очевидно, осознавая, что Россию никак нельзя провоцировать, наложила запрет на продажу определенных вооружений, о которых просила грузинская сторона, - например, танков Merkava и сверхсовременных систем ПВО. "Мы отвергли много просьб о продаже оружия Грузии, а те, которые были утверждены, прошли должную проверку", - сообщил некий сотрудник министерства обороны Израиля израильской газете Yediot Ahoronot на фоне обеспокоенности возможными негативными последствиями связей Израиля с грузинской армией. Пока неясно, нанесло ли все это ущерб израильско-российским отношениям, и если да, то какой. Несмотря на высказывания генерала Ноговицына, израильские официальные лица утверждают, что не получили от России официальных жалоб на израильско-грузинские связи.
Сейчас приоритетная стратегическая задача Израиля - это нейтрализация угрозы, которую, по его мнению, представляет ядерная программа Ирана, и на этом фронте сотрудничество с Россией имеет фундаментальное значение. Если израильская сторона надеется достичь своей цели - заставить Иран прекратить обогащение урана - путем принуждения по дипломатическим каналам, то ей потребуется поддержка со стороны России в области наращивания санкций ООН - правда, Россия доныне относится к этому методу без особого энтузиазма. А если Израиль предпочтет попробовать уничтожить ядерные объекты Тегерана путем ряда воздушных налетов, то наличие в Иране современной российской системы ПВО "С-300" наверняка создаст больший риск для израильских летчиков.
Однако, к сожалению для Израиля, он, пожалуй, мало что может предпринять для влияния на курс Москвы в отношении Ирана. Причина проста - в стратегическом контексте Израиль не является для России крупным игроком. Действия Москвы в ситуации вокруг Ирана будут предопределяться скорее не поставками нескольких израильских беспилотников в Грузию, а, например, размещением американских ракет-перехватчиков на территории Польши, осуществляемым вопреки яростным протестам России.
В статье использованы материалы Аарона Дж. Клейна из Иерусалима