20-летняя годовщина путча, ставшего прелюдией к распаду СССР, вызывает у россиян смешанные чувства: их терзает ностальгия по империи, пишет Le Monde, ссылаясь на данные недавнего опроса "Левада-Центра", в ходе которого выяснилось, что 58% опрошенных сожалеют о распаде СССР, 39% считают путч "трагическим событием с гибельными последствиями", 49% убеждены, что "Россия движется в неправильном направлении", и всего 10% полагают, что победа над путчистами стала достижением демократии.
Архитектор Геннадий Иошин, бывший в 1991 году в числе защитников Белого дома, не скрывает разочарования: "Идеалы свободы и демократии, вдохновлявшие нас, не были реализованы, - приводит его слова издание. - Сегодняшняя Россия - это имитация демократии, здесь доминирует дикий капитализм, сумасшедшая коррупция и культ денег".
"Развал СССР привел к возрождению России. Но идея империи осталась глубоко укоренена в умах. После советской империи ориентиром для коллективного сознания стала царская империя, тогда как идея либеральной демократии постепенно размывалась", - отмечает корреспондент Мари Жего. По словам директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, "двадцать лет спустя Россия все еще не видит себя нацией".
И хотя в стране произошли существенные перемены - россияне свободно путешествуют, читают любую литературу и могут высказывать свое мнение не только на кухне, - "мы все еще не чувствуем себя хозяевами в стране, в отличие от наших лидеров", признается архитектор Геннадий. Акцент на личном обогащении и потреблении позволил укрепить "монархию", возведенную в образец после восшествия на престол царя Путина, но у этой модели есть свои ограничения: сколько бы агенты ФСБ ни претендовали на роль "нового дворянства", абсолютная монополия "людей в погонах" только вредит модернизации, за которую ратует Кремль, подчеркивает издание.
"Молодежь поняла это и мечтает только об одном: уехать", - продолжает газета. За три года страну покинули 1,2 млн человек, причем большинство из них имеют высшее образование, напоминает издание. "Эта эмиграция не имеет ничего общего с советской", - подчеркивает Жего, приводя слова корреспондента "Московских новостей" Аллы Боголеповой: "Никто больше не едет туда за тридцатью сортами колбасы, все это теперь есть и в России. И свободы у нас, если приглядеться, тоже завались". Дело не в разбитых дорогах, вопиющей наглости чиновников или импотенции полиции, а в "нашем обществе, в котором человек человеку волк", цитирует в заключение издание.