Как и при открытии "Макдональдса" на Пушкинской, символическая и политическая ценность его закрытия неизмеримо больше питательной, комментируют СМИ гонения "Роспотребнадзора" на знаменитый фастфуд. Чиновники взялись защищать святые границы Отечества от гамбургеров и колы, замахнувшись на символ США, но ударили по российской компании, замечают журналисты.
В четверг двери московского "Макдональдса" на Пушкинской площади оказались заперты, повествует корреспондент The New York Times Дэвид М.Хершенхорн. Официальная причина закрытия - "многочисленные нарушения санитарного законодательства", но несостоявшиеся посетители в это не верят.
У "Макдональдса" 437 ресторанов в России, где работают более 37 тыс. человек, 85% продуктов поставляется туда российскими поставщиками, а в 2011 году компания получила премию как лучший работодатель России. И все же "в понимании Кремля бигмак - более американский продукт, чем яблочный пирог, который россияне иногда называют "шарлотка" и считают не более американским, чем Ангелу Меркель", говорится в статье.
Журналист приводит мнение о закрытии "Макдональдсов" аналитика лондонского Standard Bank Тимоти Эша: "Не очень умно, если учесть, что значительная доля сырья поставляется с местных ферм Москвы и окрестностей".
"Точно так же политические аналитики предостерегали, что поддержка вооруженного мятежа сепаратистов прямо у российской границы, на Восточной Украине, возможно, не отвечает интересам России. Но, похоже, событиями движут более масштабные геополитические императивы, сколько бы москвичи ни признавались в симпатии к "Макдональдсу", - заключает Хершенхорн.
После закрытия "Макдональдса" на Пушкинской площади в Москве восстановился старый режим, пишет The Times, хотя для буржуазии теперь напротив есть ресторан "Пушкин", куда ходят олигархи, а также экспаты со средствами на представительские расходы.
Россиянам есть где утолить голод и без тех четырех "Макдональдсов", которые пали жертвой продовольственной войны Путина с Западом, признает корреспондент, перечисляя несколько российских сетей быстрого питания. Российская индустрия фастфуда переняла все уловки американской: в залах чисто, обслуживание пристойное, еда съедобная, сотрудники умеют улыбаться, говорится в статье.
62% потребителей не огорчатся, если "Макдональдс" вообще уйдет из России. Газета прогнозирует: "Этот процент наверняка уменьшится, если ослабеет злоба из-за Украины. Тогда вопрос будет в том, сможет ли сеть "Теремок" добиться успеха в Нью-Йорке".
Если закрытие "Роспотребнадзором" нескольких ресторанов "Макдональдс" - действительно политический шаг, то Россия, возможно, сама себе вредит, накладывая санкции на успешную российскую компанию, чьи связи с США незначительны, пишет The Christian Science Monitor. "Согласно открытым источникам и заявлениям сотрудников, "Макдональдс в России" - самостоятельная, зарегистрированная в России компания, которая лишь номинально является частью глобальной сети "Макдональдс", - поясняет журналист Фред Уэйр. Она была основана канадским предпринимателем Джорджем Кохоном и сделалась одной из самых успешных в российской бизнес-среде.
"Все наши сотрудники - россияне. Ни один экспат здесь не работает", - говорит официальный представитель "Макдональдс в России" Оксана Белойчук. - Более 85% нашей продукции изготавливается из отечественного сырья, снабжением "Макдональдсов" по всей стране занимается 160 российских компаний.
До последнего времени "Макдональдсу" удавалось избегать серьезных политических конфликтов в России. Но в марте им возмутились правые депутаты, когда "сестринская компания" McDonald's Ukraine Ltd. решила закрыть три своих ресторана в Крыму.
"Вокруг нас полно опасностей для здоровья, в том числе в чисто российских продуктах, - комментирует Дмитрий Орешкин, глава консалтинговой фирмы Mercator Group, - но сейчас они [чиновники - Ред.] взялись защищать святые границы Отечества от гамбургеров, колы и прочего "влияния загнивающего Запада".
В "Макдональдсе" уже заявили, что компания проверит жалобы "Роспотребнадзора" и примет все меры для того, чтобы закрытые филиалы возобновили работу в кратчайшие сроки, пишет немецкий таблоид Bild. Главным приоритетом компании, говорится на веб-сайте предприятия, станет "предоставление качественной и безопасной продукции".
"Однако, скорее всего, российские власти хотят вовсе не этого, - продолжает издание. - После ухудшения отношений между Россией и западными странами в связи с ситуацией на Украине Москва запретила импорт продуктов питания из стран, являющихся бельмом у нее на глазу". Поначалу власти не трогали "Макдональдс", поскольку практически все ингредиенты для его изделий закупались у российских поставщиков, но "Роспотребнадзор" выявил, что котлеты для гамбургеров имеют американское происхождение.
Кроме того, "Макдональдс" попал в поле зрения правительства из-за того, что закрыл филиалы в Крыму после присоединения полуострова к России.
Между тем проверки не коснулись давнего конкурента "Макдональдса" - сети фастфуда Burger King, которая наполовину принадлежит российскому государственному банку ВТБ, добавляет Bild.
"Их до сих пор можно обнаружить во многих российских домах: пластиковые стаканчики, оставшиеся от первого посещения "Макдональдса", некоторые десятилетиями хранят как память об историческом моменте, изменившем мир, - пишет в Süddeutsche Zeitung Юлиан Ханс. - Владельцы дорожат ими, как немцы - осколками Берлинской стены".
Чтобы выйти на советский рынок, "Макдональдсу" пришлось прибегнуть к хитрости: канадское подразделение этого гиганта организовало совместное предприятие с властями Москвы, то есть формально первый в СССР ресторан быстрого питания был государственным предприятием, рассказывает журналист.
Вспоминая об открытии "Макдональдса" на Пушкинской, Юлиан Ханс пишет: "Чтобы впервые попробовать на вкус Запад, так долго существовавший лишь в рассказах и фантазиях, приходилось выстаивать в очереди по три часа и больше. Что такое очереди, люди, жившие в условиях дефицита, знали, но эта очередь превзошла все, когда-либо виденные".
"Гамбургер стоил рубль пятьдесят, то есть как половина проездного на автобус в столице - это примерно сотая часть среднестатистического заработка советского человека тех времен", - говорится в статье. И это было "демократичное" место - зайти туда мог кто угодно. В Советском Союзе ресторанов было мало, в них ходили только по особым случаям, а взять с собой детей было немыслимо.
Несмотря на заверения "Роспотребнадзора", что "Макдональдсы" закрыли лишь временно, "ни у кого нет сомнений, что это означает", заключает Ханс: "Как и при открытии, символическая и политическая ценность этого события неизмеримо больше питательной".