"Их до сих пор можно обнаружить во многих российских домах: пластиковые стаканчики, оставшиеся от первого посещения "Макдональдса", некоторые десятилетиями хранят как память об историческом моменте, изменившем мир, - пишет в Süddeutsche Zeitung Юлиан Ханс. - Владельцы дорожат ими, как немцы - осколками Берлинской стены. Для россиян тут дело не в "Кока-коле", которую они тогда пили из этого стаканчика и не в клейком гамбургере - точно так же, как для немцев дело не в бетоне".
Чтобы выйти на советский рынок, "Макдональдсу" пришлось прибегнуть к хитрости: канадское подразделение этого гиганта организовало совместное предприятие с властями Москвы, причем последним принадлежал 51% акций, то есть формально первый в СССР ресторан быстрого питания был государственным предприятием, рассказывает журналист.
Юлиан Ханс пишет: "Чтобы впервые попробовать на вкус Запад, так долго существовавший лишь в рассказах и фантазиях, приходилось выстаивать в очереди по три часа и больше. Что такое очереди, люди, жившие в условиях дефицита, знали, но эта очередь превзошла все, когда-либо виденные".
"Гамбургер стоил рубль пятьдесят, то есть как половина проездного на автобус в столице - это примерно сотая часть среднестатистического заработка советского человека тех времен", - говорится в статье. Сегодня же, продолжает Ханс, российский "Макдональдс"- это пример "двойственного значения слова "демократичный", которое присуще ему лишь в России: "демократичное" место - это такое, куда может зайти кто угодно. В Советском Союзе ресторанов было мало, в них ходили только по особым случаям. Взять с собой детей было немыслимо. А уплатить "демократичную" цену может себе позволить каждый".
Несмотря на заверения "Роспотребнадзора", что "Макдональдсы" закрыли лишь временно, "ни у кого нет сомнений, что это означает", отмечает Ханс: "Как и при открытии, при закрытии ["Макдональдса" на Пушкинской] символическая и политическая ценность события неизмеримо больше питательной".