"Чуть ли не каждый рабочий день с осени 2011 года до первых месяцев 2015 года российский брокер Игорь Волков звонил в отдел акций московской штаб-квартиры Deutsche Bank", - повествует в своей статье в The New Yorker журналист Эд Сизар. "Волков говорил с трейдером по продажам (часто это оказывалась молодая женщина по имени Дина Максутова) и просил ее провести две сделки одновременно. Одна сделка состояла в том, что он покупал акции российской компании из числа "голубых фишек" (например, "Лукойла") за российские рубли для российской компании, которую он представлял. Обычно он заказывал акции примерно на 10 млн долларов. Вторая сделка состояла в том, что Волков (действуя в интересах другой компании, обычно зарегистрированной в офшоре - например, на Британских Виргинских островах) продавал те же российские акции, в том же количестве, в Лондоне, взамен на доллары, фунты или евро. У обеих компаний - российской и офшорной - был один и тот же владелец. Deutsche Bank помогал клиенту совершать куплю-продажу акций у себя самого", - говорится в статье
На первый взгляд, эти сделки казались бессмысленными, пишет автор. Но, поясняет он, "эти транзакции не имели никакого отношения к погоне за прибылью - они были способом "экспатриации" денег". Рубли, застрявшие в России, превращались в доллары, спрятанные за границей. По словам автора, в Москве эти уловки называют "конвертированием", а в англоязычной прессе - "зеркальным трейдингом" (mirror trading).
Сизар подчеркивает, что зеркальные сделки не имеют изначального противозаконного характера. Возможно, клиент просто хочет нажиться на разнице между курсами акций в стране и за границей. Некоторые люди, работавшие в тот период в российской штаб-квартире Deutsche Bank, отрицают, что эти сделки нарушали правила. Автор сообщает: "14 действующих и бывших сотрудников Deutsche Bank в Москве, а также несколько лиц, связанных с клиентами, говорили со мной о зеркальном трейдинге. Большинство из них попросили не называть их имен, либо потому, что они подписали соглашения о неразглашении, либо потому, что они все еще работают в банковском секторе".
Сизар продолжает: "Однако, если взглянуть на них беспристрастно, повторяющиеся зеркальные сделки наводят на мысль, что имеется длительный сговор с целью перевода и сокрытия денег, которые, возможно, имеют сомнительное происхождение. Сейчас деятельность Deutsche Bank расследуется министерством юстиции США, Департаментом финансовых услуг штата Нью-Йорк, а также финансовыми регуляторами Великобритании и Германии. В служебном докладе Deutsche Bank признал, что до апреля 2015 года, когда три сотрудника его российского отдела акций были временно отстранены от работы ввиду их роли в зеркальных сделках, из России было выведено по этой схеме около 10 млрд долларов. Остается вопрос, чьи деньги переводились и почему".
Издание сообщает, что у Deutsche Bank около 100 тыс. сотрудников в 70 странах, в Россию он пришел в 1881 году. К началу третьего тысячелетия он вошел в десятку крупнейших банков мира. Головной офис банка остается во Франкфурте, но центром могущества для него сделался Лондон - крупный центр инвестиционной банковской деятельности.
По словам автора, с Deutsche Bank связано много скандалов. С 2008 года он выплатил штрафы и компенсации на сумму более 9 млрд долларов за манипуляции с ценами на золото и серебро, мошенничество в отношении ипотечных компаний и нарушение санкций США в отношении Ирана, Сирии, Ливии, Мьянмы и Судана.
"В апреле 2015 года была разоблачена схема с зеркальными сделками. После двухмесячной служебной проверки три сотрудника Deutsche Bank были отстранены от работы", - сообщает автор. Это были американец Тим Уисвелл, глава отдела российских акций, и два трейдера отдела - Дина Максутова и Георгий Бузник. "Впоследствии издание Bloomberg News утверждало, что часть денег, выведенных через зеркальные сделки, принадлежала Игорю Путину, кузену российского президента, и Аркадию и Борису Ротенбергам", - говорится в статье. В этой связи автор напоминает, что Ротенберги включены в санкционный список США.
В июне 2015 года, под давлением акционеров, которые были недовольны зеркальными сделками и другими скандалами, оба главных управляющих Deutsche Bank - Аншу Джайн и Юрген Фитшен - объявили о своей отставке. Новый главный управляющий, Джон Крайен, в сентябре того же года объявил, что банк прекратит заниматься инвестиционным банкингом в России. В марте московское отделение, ведавшее инвестиционным банкингом, закрылось.
"Многие бывшие и нынешние сотрудники Deutsche Bank не могут взять в толк, как отдел акций мелкого отделения банка испортил репутацию всего учреждения", - отмечает автор. Московский отдел должен был продавать и покупать акции для корпоративных клиентов, прошедших проверку на благонадежность. Но после кризиса 2008 года, когда прибыли упали более чем вдвое, московский отдел акций стал искать новые источники доходов.
"В РФ многие фирмы уклоняются от налогов, размещая свои головные офисы в офшорных юрисдикциях, например, на Кипре. Богатые россияне часто переправляют свое личное состояние в офшоры, пытаясь скрыть свои активы от капризного и хищного российского государства", - говорится в статье.
Согласно исследованию аналитиков Deutsche Bank, незадекларированный приток денег из России в Великобританию сильно коррелировал с ростом цен на британскую недвижимость и, в меньшей степени, с укреплением фунта. "Бегство капиталов также ослабило налоговую базу и валюту России", - пишет автор. В условиях падения рубля и экономического спада многие россияне еще охотнее выводят деньги за рубеж. Зеркальные сделки - идеальный "подкоп" для побега.
"По словам источников, осведомленных о том, как были устроены зеркальные сделки в Deutsche Bank, основные клиенты, причастные к этой схеме, пришли в банк в 2011 году через Сергея Суверова, исследователя продаж. Вскоре после этого Суверов ушел из банка (его не обвиняют в каких-либо нарушениях). Основным представителем клиентов стал Игорь Волков, российский брокер. Первоначально клиенты, с которыми работал Волков (фонды, зарегистрированные в России и за рубежом, с банальными названиями типа Westminster, Chadborg, Cherryfield, Financial Bridge и Lotus), размещали традиционные заказы на бумаги фондового рынка. Но вскоре Волков четко объяснил лицам, с которыми контактировал в Deutsche Bank, что хочет проводить одновременные сделки в большом объеме (связаться с ним, чтобы получить комментарии, не удалось)", - говорится в статье.
По словам автора, каждый фонд, который хотел торговать с Deutsche Bank, проверялся отделами банка в Лондоне и Москве. Банк также был обязан провести так называемую проверку "знай своего клиента" - выяснить, нет ли признаков преступной деятельности. "Deutsche Bank мало что делал для выяснения источников средств, в том числе Westminster и других клиентов Волкова. По словам тех, кто работал в отделе в 2011 году, процедура состояла в основном в том, что трейдеры по продажам просили контрагентов заполнить пункт, где указывались источники их средств. "Никто не задавал дальнейших вопросов", - вспоминает экс-сотрудник", - говорится в статье.
По данным издания, Волков "раньше работал в Antanta Kapital, брокерской фирме, которая принадлежала Аркадию Гайдамаку, российско-израильскому миллиардеру".
"В 2009 году топ-менеджеры Antanta Kapital создали Westminster Capital Management, которая стала одним из первых крупных клиентов в области зеркальных сделок. Один сотрудник Deutsche Bank сказал, что Волков был "исполнителем" для Westminster. Волков также начал проводить зеркальные сделки для нескольких других компаний", - говорится в статье.
"Четыре сотрудника отделения Deutsche Bank в Москве вспоминают, что никто не пытался скрывать схему. Уисвелл, Бузник и Максутова встречались с Волковым, его заказы открыто обсуждались в отделе", - пишет автор. По его словам, о зеркальных сделках также знали несколько сотрудников Deutsche Bank в Лондоне.
Однажды в 2011 году российскую часть зеркальной сделки на 10 млн долларов не удалось осуществить - Capital Management потеряла лицензию на трейдинг. По мнению автора, это должно было вызвать сильные подозрения в банке, но, по-видимому, этого не произошло. По словам сотрудников, в ноябре 2012 года Westminster возместила Deutsche Bank потери. "Волков возобновил проведение зеркальных сделок в интересах других контрагентов", - говорится в статье.
По словам автора, владельцы фирм-контрагентов не были российскими олигархами. "То были брокерские фирмы под управлением россиян-посредников, которые брали комиссионные за то, что начинали зеркальные сделки в интересах богатых людей и фирм, которые жаждали вывести деньги в офшоры", - говорится в статье. Бизнесмен инвестировал в российский фонд типа Westminster, а тот через зеркальные сделки переводил деньги в офшорный фонд типа Cherryfield. "Затем офшорный фонд переводил деньги в долларах на личный счет бизнесмена в офшоре. Посредник, создавший один из российских фондов-контрагентов, сказал мне, что стоимость услуг зависела от желания российских властей воспрепятствовать выводу капиталов", - говорится в статье. По данным автора, в 2011 году комиссионные составляли 0,2%, а в 2015-м превысили 5%.
"Чьи состояния скрывались таким образом? В апреле я познакомился в Москве с брокером, который работал с клиентами зеркальных сделок Deutsche Bank. Он сказал мне, что зеркальные сделки - схема не новая. Она была изобретена в конце нулевых другими российским банками, чтобы помочь импортерам уйти от высоких налогов на их продукты", - пишет автор. Он описывает эту схему так: российский импортер вносит в счет-фактуру, что купил 10 резиновых уточек вместо 10 тыс., и тем самым уходит от налогов. Чтобы расплатиться с зарубежным поставщиком, он выводит деньги за границу через зеркальные сделки.
"Этот брокер заметил, что трудно поверить, что к зеркальным сделкам стали бы прибегать богатейшие россияне вроде братьев Ротенберг. Как-никак, у друзей Путина была масса способов перевести свои деньги в офшоры, в том числе через российские государственные банки типа "Газпромбанка", имеющие зарубежные отделения. Другие люди, с которыми я разговаривал, поспорили с мнением брокера: санкции США и ЕС все более осложняют вывод денег за границу российскими миллиардерами, а у зеркальных сделок есть преимущество - они осуществляются потихоньку, так как каждая транзакция касается относительно маленькой суммы", - говорится в статье.
"Другой российский банкир, помогавший организовать схему с зеркальными сделками, сказал мне, что значительная часть денег принадлежала чеченцам со связями в Кремле", - пишет автор.
Издание также утверждает: "Операция Deutsche Bank с зеркальными сделками, по-видимому, связана с еще более масштабной попыткой вывода денег за границу - так называемой "молдавской схемой". С 2010 года подложные ссуды и долговые соглашения с участием британских компаний стали подспорьем для вывода около 20 млрд долларов из России в один латвийский банк через Молдавию. Когда в конце 2015 года молдавская схема была разоблачена, было арестовано несколько человек. Один из них, российский финансист Александр Григорьев, контролировал "Промсбербанк" - более не существующее учреждение, зарегистрированное в захолустном Подольске в России, где членом совета директоров был Игорь Путин. Два крупных акционера "Промсбербанка", в том числе Financial Bridge, были обвинены в совершении зеркальных сделок. Российское информагентство РБК сообщало, что "уголовное дело Промсбербанка" и зеркальные сделки в Deutsche Bank связаны".
Deutsche Bank не сообщал, чьи деньги выводились за границу через "зеркальные сделки". Но Джон Крайан заявил, что банк не помогал сознательно россиянам, включенным в санкционный список.
Автор подробно останавливается на фигуре Уисвелла. "Когда в 2011 году в Deutsche Bank начались зеркальные сделки, доходы отдела Уисвелла резко снижались, и Уисвелл, вероятно, чувствовал, что надо улучшить показатели. У Максутовой и Бузника, как минимум, не было очевидных финансовых выгод от зеркальных сделок: дополнительный объем сделок не влиял на их бонусы. Однако многие в Deutsche Bank полагают, что Уисвелл лично нажился на этой схеме", - говорится в статье.
В августе 2015 года Уисвелл был уволен из Deutsche Bank и подал на бывшего работодателя в суд в Москве, обвиняя его в незаконном увольнении. Адвокат Deutsche Bank назвал Уисвелла "организатором схемы по выводу миллиардов долларов из страны". Уисвелл проиграл дело.
Deutsche Bank отказался отвечать на вопрос, считают ли в этом учреждении, что Уисвелл брал взятки.
"Коллега Уисвелла по U.F.G. Уилл Хэммонд сказал мне, что обвинения во взяточничестве - часть попыток свалить всю вину на Уисвелла и спасти сотрудников Deutsche Bank, которые надзирали за его действиями, от увольнения", - пишет автор.
Сизар сообщает, что в апреле встречался в Москве с неназванным "брокером, который досконально знает структуру зеркальных сделок". "Он назвал зеркальные сделки всего лишь одной из тысячи уловок, к которым прибегают ловкие бизнесмены", - пишет автор. Он также сказал, что организаторам схемы было выгодно подкупать кого-то из сотрудников банка. "По оценке брокера, Уисвелл был полезным функционером, но вряд ли криминальным гением. Иногда, сказал брокер, деньги переводились на офшорный счет, которым управляла жена Уисвелла, а иногда деньги вручались Уисвеллу в сумке", - утверждает автор.
Изданию неизвестно, где сейчас находится Уисвелл. По данным автора, он поехал с женой и детьми в Юго-Восточную Азию.
"Бывшие коллеги ожидают, что Уисвелл вернется в Москву, где он владеет квартирой. Россия, вероятно, окажется для него дружественной юрисдикцией. Московские регуляторы, рассмотрев зеркальные сделки, нашли мало поводов для тревоги. Они лишь заявили, что Deutsche Bank стал жертвой незаконной схемы, и наложили на него чисто символическое наказание - оштрафовали примерно на 5 тыс. долларов. Американские и европейские регуляторы, вероятно, будут наказывать его намного жестче", - говорится в статье. По мнению автора, Уисвелл в ближайшее время вряд ли вернется в Америку, поскольку Минюст США проводит расследование деятельности Deutsche Bank.
Между тем 9 марта 2015 года два эксперта-стратега отделения Deutsche Bank в Лондоне Оливер Харви и Робин Уинклер опубликовали доклад "Темная материя" о колоссальных недекларируемых международных переводах денег. Они вычислили, что с 2010 года в Лондон ежемесячно переводилось примерно 1,5 млрд незадекларированных долларов, причем "значительная часть" этих денег поступала из России.
Вскоре выяснилось, что 20% из 18 млрд долларов, которые, по оценке Харви и Уинклера, ежегодно поступали в Великобританию, попадали туда благодаря сделкам через Deutsche Bank.
Автор сообщает, что сейчас у Deutsche Bank неприятности: в прошлом году его убытки составили 7,5 млрд долларов, в начале августа его акции упали до рекордного минимума. Таким образом, скандал с зеркальными сделками в России выпал на крайне неудачный момент. Автор замечает: дефицит капиталов в Deutsche Bank, крупнейшем банке Германии, может спровоцировать банковский кризис по всей Европе и, соответственно, ударить по глобальной экономике.