Специальный корреспондент французской газеты описывает события в Чечне и рассказывает, как русские солдаты продают оружие, чтобы на вырученные деньги купить водку. Грабежи и черные рынки стали характерной чертой этой войны, в которой оба лагеря охвачены страхом, - пишет она.
В пятницу 17 декабря журналистка приехала в Ачхой-Мартан.
На въезде в город расположился контрольно-пропускной пункт. Российские солдаты, находящиеся на этом посту, молоды и не слишком уверены в себе. Этот пост - ничто иное, как нагромождение осколков бетонных плит и мешков с песком. Солдаты, брошенные на произвол судьбы, как могут, обустраивают свой скудный быт - за стенами поста виден котелок над костром, сохнущее белье, куры в клетке, - рассказывает Натали Нугеред.
Солдаты этого КПП проверяют все проходящие автомашины и автобусы, пассажирами которых, в основном, являются беженцы, спасающиеся от обстрелов и бомбардировок. Солдаты вглядываются в лица мужчин, проверяют документы. Из рук в руки передаются рублевые купюры.
Армия, направленная Москвой в Чечню, не имеет ничего общего с армией захватчиков. Она демонстрирует свою бедность и отсутствие надлежащей подготовки. Российские военнослужащие испытывают страх перед возможными ночными нападениями со стороны чеченских боевиков.
В Ачхой-Мартане, с населением около 20 тысяч человек, в настоящее время находится около 1200 российских военнослужащих. Каждое российское подразделение имеет свой штаб. Управление ФСБ расположено в здании банка, комендатура - в помещении бывшего центра распределения продуктов питания. Кроме того, в этом населенном пункте есть штабы сил МВД, милиции, а также специальных сил, ОМОН и СОБР.
Всю прошедшую ночь на окраинах города стреляли: "На самом деле, русские стреляют по чему угодно, - говорит молодой чеченец Салман, - они стреляют по лесу, где никого нет. Они думают, что в лесу прячутся боевики".
Днем на центральной площади города французская журналистка наблюдала такую картину: БТР с солдатами на броне с жутким грохотом маневрировал на главной улице. Чеченские женщины с маленькими тележками направлялись на базар.
Прошедшей ночью в результате проведенных обысков были арестованы несколько человек и конфисковано оружие. Среди арестованных был мужчина, который накануне вечером говорил о том, что он за независимость Чечни. Скорее всего, он стал жертвой доноса.
Несколько дней спустя после прихода русских, в овраг упал бронетранспортер. Солдаты открыли беспорядочную стрельбу. По словам жителей, они были пьяны. "Русские стреляют, чтобы было не так страшно. Ночь они обстреливают из пулеметов пространство вокруг своих постов, потому что они боятся" - говорит один чеченец.
Он также рассказал о том, как в Алхан-Юрте солдаты забросали гранатами окопы, в которых прятались женщины и дети. По его словам, в Ачхой-Мартане не очень страшно: солдаты арестовывают мужчин, понемножку грабят чеченские дома. Но арестованные не могут просто так исчезнуть, потому что всегда можно обратиться в комендатуру и получить необходимую информацию.
По мнению большинства жителей, пока русские войска в поселке, можно не опасаться обстрелов. Однако, некоторые все же убеждены в том, что русские могут собраться и через 15 минут покинуть населенный пункт, а дома жителей превратятся в мишени.
Между тем, в городе появился и успешно действует черный рынок. В припаркованном недалеко от рынка грузовике сидят двое военнослужащих и поджидают покупателей. Они сбывают вооружение и имущество своей части, чтобы получить деньги, поскольку они не получают жалованья. Группа молодых чеченцев, находящихся в состоянии наркотического опьянения, присматриваются к военным, которые торгуют оружием, горючим, инструментами. Совершенно очевидно, что все это они привезли на продажу с согласия командира, с которым они поделятся вырученными деньгами.
Местные жители рассказывают о том, что у солдат можно купить любое оружие: пистолет за 50 долларов, автоматическую винтовку за 20 долларов, систему залпового огня за 2000 долларов.
В этом районе Чечни очень плохо с горючим, поэтому солдаты очень быстро находят покупателей. Расхищение части горючего, привозимого для армии из России в автоцистернах, способствует снижению местных цен на бензин. Кроме того, качество российского горючего во много раз превосходит бензин местного производства.
На вырученные от продажи военного имущества деньги закупается водка. Несмотря на то, что Устав запрещает распитие спиртных напитков военнослужащими, а в самой Чечне, где большинство населения мусульмане, алкоголь просто запрещен, водка есть всегда: ее нелегально провозят в ящиках, спрятанных под коробками с продовольствием. По словам молодого чеченца Асламбека, русские продают чеченцам оружие, чтобы вечером напиться.
Ассортимент товаров на рынке в Ачхой-Мартане невелик, но там полно народу. Продают мясо, керосин, сахар, масло, вяленую рыбу.
На рынке появляется группа воронежских милиционеров. Они пришли сюда за продуктами. При их появлении молодые чеченцы начинают ухмыляться. На некоторых милиционерах жилеты с множеством карманов с гранатами. Они купили эту немыслимую одежду, которая, по их мнению, делает их похожими на Рембо, у местных мальчишек, торгующих за углом. Один молодой чеченец говорит: "В поселке спокойно, но мы в любое время можем купить противотанковое оружие или гранатометы. Источник доступен всегда". Однажды вечером, один чеченец, которому хотелось подраться, подошел к одному из КПП и прокричал: " Русские! Грязные свиньи!" Однако солдаты не стали стрелять. Они сказали: "Хорошо, согласны, теперь иди домой". Они опасаются инцидентов.
Журналистке рассказали также историю о том, как мать нашла своего сына - солдата, которого вместе с другими его товарищами обманным путем отправили в Чечню. Мать совершила настоящий подвиг, потому что российские власти установили жесткий контроль на границе с этой республикой и всячески препятствуют деятельности Комитета солдатских матерей, который еще в первую чеченскую войну оказывал активное содействие матерям и молодым военнослужащим.