Готов ли мир - спустя всего несколько дней после закрытия Чернобыльской АЭС - к тому, чтобы в России атомная промышленность контролировала сама себя? Министерство РФ по атомной энергии считает, что да. Оно представило на рассмотрение парламента законопроект, в соответствии с которым единственное в России независимое агентство, регулирующее деятельность атомной энергетики, будет лишено большей части своих полномочий.
Проект предусматривает передачу прав по лицензированию и проведению контроля над ядерной безопасностью от Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (ГАН) Минатому - это откат к временам Чернобыля.
Создание этого регулирующего органа было значительным достижением подававшей надежды российской демократии в начале 90-х годов. Оно стало результатом серьезной переоценки Россией своих ядерных программ после аварии на ЧАЭС. Подписанная Россией в 1994 году международная конвенция о ядерной безопасности предполагает проведение четкой границы между эксплуатационной и регулирующей деятельностью.
Однако вскоре эта регулирующая деятельность начала раздражать Минатом, который стал лоббировать прекращение "назойливых" инспекций ГАН и обременительной процедуры получения лицензий. Сначала из-под юрисдикции ГАН был выведен ВМФ России. В 1996 году от инспекторов потребовали засекретить свои ежегодные отчеты. Этим летом Минатом добился принятия постановления правительства, лишающего ГАН права лицензировать любую деятельность в ядерной области, связанную с военной сферой.
Сейчас Минатом пытается лишить ГАН права на выдачу лицензий и проведения инспекций по контролю над ядерной безопасностью в гражданском секторе. Если Минатом в этом преуспеет, ГАН останется без каких-либо эффективных регулирующих инструментов. Хотя глава Минатома Евгений Адамов утверждает, будто изменения в вопросе выдачи лицензий имеют целью лишь упрощение этого процесса, а его министерство не пытается уничтожить регулирующий орган в ядерной области, председатель ГАН Юрий Вишневский говорит, что нельзя верить ни одному слову министра.
Вишневский знает, о чем говорит: в прошлом году ГАН попытался закрыть два плутониевых реактора на АЭС, расположенной неподалеку от Томска, ввиду их небезопасности. Вместо того чтобы уделить внимание этой проблеме, Минатом в сговоре с правительством добились сохранения реакторов.
Сейчас Минатом находится на пороге значительного расширения своей деятельности, особенно в области производства ядерной энергии. Минатом вводит в строй новые реакторы, воссоздает подразделения, приватизированные в ходе реформ, заключает выгодные сделки, такие как продажа ядерных реакторов Ирану, и планирует получение прибыли от ввоза отработанного ядерного топлива.
Более того, Минатом предпринимает шаги по объединению своих прибыльных предприятий, субсидирующие в настоящее время такие виды деятельности, как ядерное разоружение и безопасность, в единую корпорацию. В советские времена, когда атомная промышленность контролировала сама себя, не было причин беспокоиться о затратах, поскольку вся экономика была государственной. При новом подходе к получению прибыли Минатом все менее заинтересован в поддержании стандартов ядерной безопасности.
Другая причина, по которой Минатом хочет фактически закрыть ГАН, заключается в том, что всего через два года 12 из 29 российских реакторов на АЭС выработают свой ресурс - в это число входят несколько реакторов того же типа, что стоят на Чернобыльской АЭС. Для их модернизации нужны значительные средства. Минатом надеется привести в порядок эти реакторы, затратив на это одну треть от средств, которые, по мнению ГАН, необходимы для обеспечения их безопасной эксплуатации.
Для осуществления этого плана Минатому нужно убрать со сцены орган, контролирующий ядерную безопасность. По словам Вишневского, руководители Минатома сказали ему, что дешевле подкупить депутатов, чем тратить деньги на модернизацию реакторов.
Кроме того, улучшения в области безопасности необходимы и на других атомных объектах. По словам Вишневского, многие из 109 реакторов в НИИ требуют модернизации для повышения уровня их безопасности. Россия должна также что-то делать с более чем 400 хранилищами радиоактивных отходов, в которых содержится 389 млн. кубических метров жидких и около 50 000 кубических метров твердых радиоактивных отходов. Так можно ли доверять утверждениям Минатома о том, что он решит все проблемы с обеспечением ядерной безопасности?
За исключением ГАН и довольно слабого российского экологического движения, планам Минатома ничто не угрожает, в частности потому, что в начале этого года правительство президента Владимира Путина упразднило Государственный комитет по охране окружающей среды. Недавно намерению общественности провести референдум в отношении планов Минатома по ввозу отработанного ядерного топлива был поставлен заслон после того, как Центризбирком признал недействительными значительную часть собранных подписей.
Намерения подрезать крылья ГАН осуществляются в Думе при содействии председателя комитета по охране окружающей среды, который является братом заместителя главы Минатома. Правительство тоже поддерживает эти изменения. Ничего удивительного, что ГАН обратился за поддержкой к Западу. Западные страны должны настоять на том, что без проведения независимых инспекций никаких денег в гражданский сектор выделяться не будет.
Если международное сообщество не скажет свое веское слово, вскоре Минатом будет сам себя контролировать, а это вернет нас к той ситуации, когда произошла авария на ЧАЭС. Пока еще не поздно изменить очень опасную тенденцию. Может ли мир позволить российскому министерству по атомной энергии вновь самому себя контролировать? Как говорят русские, это все равно, что позволить волку охранять овец.
Авторы статьи - сотрудники Центра исследований в области нераспространения ядерного оружия в Институте международных исследований Монтре.