Судьба "оранжевой революции" на Украине еще не решена. Если Евросоюз действительно заинтересован в демократизации, то он должен сделать Украине предложение о вступлении
Через четыре недели после начала революция на Украине по-прежнему имеет оранжевый цвет: демонстранты мирные, оппозиция во главе с Виктором Ющенко - прагматичная и готовая к компромиссам. От раскола страны предостерегает лишь премьер Янукович. Под более пристальным вниманием международной общественности и с улучшенными законом о выборах 26 декабря у украинцев снова будет возможность выбрать президента. Судя по опросам, лидирует Ющенко. И, тем не менее, у демонстрантов сегодня есть все основания снова выходить на улицу.
Ведь реальное соотношение сил с 22 ноября едва ли изменилось. И до сих пор ни Ющенко со своим блоком "Наша Украина", ни ЕС не дали понять, что они действительно заинтересованы в его изменении. Конечно, оппозиция реализовала свои наиболее важные требования. Прежде всего, проведение повторного второго тура между Ющенко и Януковичем. К тому же был изменен закон о выборах. Теперь голосование не по месту жительства запрещено, и власти больше не смогут возить на автобусах солдат с одного участка на другой. По крайней мере часть Избирательной комиссии была заменена. Подделать результаты голосования возможно, но это будет сложно.
Однако за эти нововведения оппозиция заплатила дорогой ценой. Новый закон о выборах ей удалось вырвать у Кучмы только лишь в пакете с реформой конституции, которая впредь резко ограничивает полномочия президента - уже через девять месяцев. Тогда президенту будет противопоставлен сильный парламент.
Почти все руководители партий и фракций в Верховной Раде представляют собственные экономические интересы, причем как на стороне правящих партий, так и на стороне оппозиции. Бедностью и коррупцией Украина обязана олигархическому режиму, который установил Кучма. Эти предприниматели, несомненно, знают, как поступить с дополнительной властью. Они не будут ее использовать, чтобы укреплять закон, расширять гражданские права и справедливее распределять богатства. Правительство, которое действительно хочет изменить соотношение сил на Украине, должно будет провести эти изменения через парламент. Предстоит огромная задача: начиная от перестройки местного управления до принудительно возвращения государственных предприятий, которыми в ходе приватизации завладели олигархи. Много времени на это до вступления в силу конституционной реформы не остается.
Президент Кучма тем самым оставил себе возможность, даже после смены власти сохранить за собой влияние. Призывы миллионов демонстрантов в Киеве "Кучма вон!" не произвели на него особого впечатления. Требование Януковича и главы администрации Медведчука в конце ноября применить против демонстрантов силу он отклонил, заявив, что не хочет войти в историю с кровью на руках. Ему было и остается важным лишь собственное положение и положение его сотоварищей, а оппозиция в этом отношении существенно пошла ему навстречу.
В прошедший месяц ничего не обходилось без Кучмы. Он не хотел устраивать круглый стол с участием Хавьера Соланы - и круглого стола не было. Переговоры начались лишь тогда, когда нелюбимый президент сообщил о своей готовности. И уступки по отношению к оппозиции он делал лишь тогда, когда она тоже шла ему навстречу, например по вопросу о реформе конституции. До сих пор Кучма никак не производил впечатление загнанного в угол государственного деятеля, сколько бы людей в оранжевом ни стояло у его президентского дворца.
Возможно, что готовность к компромиссу, которую Ющенко демонстрирует по отношению к Кучме, является мудрой тактикой. Ведь Ющенко, здоровье которого подорвано, все-таки смог создать в неправовом пространстве впечатление законности. Не забудем, что ни вотум недоверия Януковичу, ни решение Верховного Суда о повторении выборов не были до конца урегулированы с правовой точки зрения. Кажется, что шаг за шагом Ющенко ближе подходит к президентскому дворцу, причем используя средства, которые принимают и в Брюсселе, и в Варшаве, и в Берлине. Министр иностранных дел Йошка Фишер, облегченно вздыхая, говорит, что исход событий может удовлетворить всех участников.
Но быть удовлетворенным может только тот, кто определяет главной целью достижение спокойствия и стабильности на Украине. Канцлер постоянно говорил, что из-за Украины он не будет ссориться со своим закадычным другом Путиным, пока тот не слишком громко топает ногой, принимая в Киеве военные парады. А Еврокомиссия своим планом действий, составленным две недели назад, четко продемонстрировала, что она и впредь не будет принимать эту страну всерьез.
Если Евросоюзу важна демократическая Украина, то он должен привязать ее к себе и предложить переговоры о вступлении. В отличие от Турции, с Украиной Евросоюз не связан обещаниями. Украина не Турция, она не ждет вот уже несколько десятилетий, что обещания будут соблюдены, поэтому переговоры действительно можно вести, оставляя финал открытым. Это вполне отвечает и интересам Украины.
Ведь воодушевленные Европой парламентарии, политологи и журналисты в Киеве или во Львове понимают ЕС как своего рода зону свободной торговли со свободным перемещением. Тот факт, что страны-члены передают часть компетенций наднациональному образованию, едва ли осознается - и с этим вряд ли согласятся политики, да и население этой страны, которая независима всего лишь 13 лет. Они хотят прикоснуться к европейскому благосостоянию и демократии. И это можно сделать, например, в форме привилегированного партнерства - вариант, который, как известно, неприемлем для Турции.
Сейчас демонстранты на улицах Киева олицетворяют не более чем возможность создания иной, демократической Украины. Удастся ли действительно изменить статус-кво в стране, зависит не только от упорства людей в оранжевом, но и от того, какие предложения ЕС сейчас сделает своему соседу.