Это внутренняя российская проблема, заявил президент Владимир Путин о деле ЮКОСа, отгоняя вопросы слово надоедливых мух. "Это внутренний российский вопрос" - и он уже осуждает журналистов за попытку использовать дело ЮКОСа для того, чтобы вбить клин в отношения между двумя странами.
Между тем это сложная задача, так крепки объятия между Берлином и Москвой. Вчерашняя "говорильня" между двумя лидерами была увенчана заключением контрактов - Siemens будет строить высокоскоростные поезда для России, а "Иркут", сибирская фирма, выпускавшая МиГи, будет поставлять компоненты для Airbus. Также близка перспектива того, что Россия выплатит 14 млрд долларов своего иностранного долга Германии. И есть еще кое-что. Газ.
Германия работает благодаря "Газпрому". Скромность российского газового гиганта на воскресном фарсовом аукционе по продаже главного производственного подразделения ЮКОСа во многом связана с Германией, где у "Газпрома" большие инвестиции, включая Wingas, компанию, связанную с трубопроводами и газом. Если "Газпром" и воздержался от участия в аукционе, то только из-за страха, что Wingas может подвергнуться атаке акционеров ЮКОСа - а это угроза для международной экспансии "Газпрома" и помеха для Шредера.
Если "Газпром" нужен Германии, то нужен и нам (британцам). Долгосрочной альтернативы импорту российского топлива нет, и, словно для иллюстрации этого, "Газпром" вместе со своим партнером Wingas вчера приобрел небольшое английское газовое месторождение, первый шаг в его кампании по присвоению десятой части газового рынка Соединенного Королевства.
Имеет ли для нас значение то, что ЮКОС может быть экспроприирован, а его нефтяные месторождения окажутся в портфолио "Газпрома"? Имеет, потому что Запад теряет контроль над энергетическим бизнесом. Нефтяная индустрия была порождением американского и европейского капитализма, однако в течение двух следующих десятилетий она будет захвачена государственными предприятиями, и ее будущее будут определять коррумпированные бюрократы Ближнего Востока и России.
До национализаций 1960-х группа западных компаний контролировала мировую нефть, идя на уступки на Ближнем Востоке. Энрико Маттеи, глава Agip, называл эти компании "семь сестер" - Exxon, Chevron, Mobil, Gulf, Texaco, Shell и BP.
Выгнанные с Ближнего Востока, "семь сестер" заново открыли себя благодаря нефти Аляски и Северного моря, и это отодвинуло упадок и собрало испуганных в ОПЕК, наводнив рынок американской и европейской нефтью-сырцом.
Теперь мы завершаем круг. Брент почти исчерпан, Аляска уже оставила свой пик позади, и постаревшие сестры осаждают врата Ближнего Востока и России, моля, чтобы их впустили. На протяжении какого-то времени Россия была открыта для бизнеса - несколько компаний, включая BP, заключили выгодные сделки в Сибири, однако президент Путин опустил шлагбаум. Теперь доступ ограничен и дорог.
Забудьте о сестрах, и вместо этого подумайте о "семи сатрапах" - Saudi Aramco, National Iranian Oil Company, Iraq National Oil Company, Kuwait Oil Company, Petroleos de Venezuela, "Газпроме" и China National Petroleum Company.
"Сатрапы" контролируют ресурсы, однако могут ли они доставлять их, когда требуется, нам. Это не готовые рисковать предприятия, а правительственные отделы. У "Газпрома" есть крупные проекты, но собственных денег нет. Как и Saudi Aramco, это национальная копилка, в которую каждый день запускает лапу правящая элита. Именно к этим людям мы должны обращаться ради безопасности в будущем. Неудивительно, что Шредер так вежлив.