Ахмадинежад предупреждает о немедленном возмездии. США и Великобритания наращивают ВМФ в Персидском заливе
Совет Безопасности ООН сегодня наконец должен принять резолюцию по санкциям в отношении Ирана впервые с 1979 года, когда в Иране произошла революция. Эта карательная мера усилит напряженность в дипломатических отношениях и приведет к риску военной конфронтации со странами Персидского залива.
Иран угрожает немедленно ответить возмездием, хотя на этой неделе первоначально выдвигавшиеся санкции были основательно смягчены. Среди возможных вариантов для Тегерана - выход из МАГАТЭ, органа ООН, обеспечивающего наблюдение за ядерной деятельностью, что означало бы, что Иран может продолжать свою ядерную программу без международного наблюдения; или возможное закрытие пролива Хормуз, морского пути для 20% мировых поставок нефти.
Западные дипломаты полагают, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад и его коллеги блефуют, но, на всякий случай, США на этой неделе объявили об усилении своего флота в Персидском заливе.
Британское правительство также усиливает присутствие свого ВМФ. Во вторник в Бахрейн прибыли два минно-поисковых корабля, но министерство обороны объявило, что они были направлены туда исключительно для совместных учений с силами государств Залива, а не "для противодействия растущей угрозе". Тони Блэр во время визита на Ближний Восток на этой неделе назвал Иран крупнейшей угрозой.
Резолюция введет крайне лимитированные ограничения на международные поездки иранцев, имеющих отношение к ядерной программе, замораживание их зарубежных активов и запрет на экспорт, связанный с ядерным производством. Представители Запада вчера высказали предположение, что черновой проект резолюции будет сегодня в Нью-Йорке поставлен на голосование, поставив точку в шестимесячных переговорах.
Али Лариджани, глава Совета по национальной безопасности Ирана, ответственный за переговоры по ядерному вопросу, по данным иранского информагентства, сказал, что Иран не склонится перед санкциями.
"Характер этой резолюции таков, что она не может оказать давление на Иран, и Иран соответствующим образом отреагирует, - сказал Лариджани, добавив: - Такие действия только создадут дополнительные проблемы". Он сказал, что Иран пересмотрит свое сотрудничество с МАГАТЭ и рассмотрит другие политические, экономические и культурные возможности.
Перекрытие пролива Хормуз повысило бы цены на нефть и увеличило возможность военного столкновения, но Иран может решить, что такой вариант слишком опасен. Ахмадинежад также с пренебрежением отзывается о значении санкций. "Америка и некоторые европейские страны хорошо понимают, что они не могут сделать ничего против иранского народа", - сказал он.
Совет Безопасности застрял с принятием резолюции по Ирану после того, как она впервые была предложена еще до начала лета. Соединенные Штаты добивались жестких мер, в то время как Россия и Китай, имеющие тесные экономические связи с Ираном, отстаивали самые мягкие меры, какие только возможны. Великобритания и Франция заняли серединную позицию, попытались достичь консенсуса и стали соавторами резолюции.
Вчера дипломаты сказали, что Вашингтон неудовлетворен исходным результатом, так как ощущает, что Европа слишком много уступила России, которая в среду выжала из Лондона и Парижа новые уступки. Вместо полного запрета на выезд за рубеж для высокопоставленных иранцев, занятых в ядерном производстве, Россия добилась компромиссного решения, согласно которому каждая страна сама может принимать решения, кого не допускать на свою территорию.
Под запрет попадают также объекты, связанные с обогащением урана, которое является шагом на пути к достижению ядерной мощи или производства баллистических ракет. И тут Россия тоже добилась компромисса, оставив это на усмотрение каждой страны, хотя об экспорте надлежит сообщать в комитет ООН по санкциям. Фонды и финансовые активы, находящиеся за рубежом и принадлежащие организациям, работающим над ядерным проектом, будут заморожены.