Наконец Франк-Вальтер Штайнмайер вышел из тени своего авторитетного покровителя: если Герхард Шредер имел обыкновение настойчиво приукрашивать ситуацию в России, то министр иностранных дел впервые открыто и честно обозначил слабые стороны империи.
Во время своего визита в Москву он заклеймил позором нарушения прав человека, притеснение оппозиции и убийства противников режима. Тот факт, что российский коллега Штайнмайера Сергей Лавров потерял при этом выдержку и набросился с обвинениями на западные СМИ, свидетельствует лишь об одном: Кремль разочаровался в Германии. Привыкшая за многие годы к хвалебным речам экс-канцлера, Москва сейчас сбита с толку изменившимся тоном Берлина.
Там шефа Кремля уже наградили эпитетом "обиженный" (немецкий фразеологизм "beleidigte Leberwurst" дословно переводится как "обиженная ливерная колбаса". - Прим. ред.). На самом деле Путин до сих пор не понял, что более тесное сотрудничество или даже политическая дружба предполагает в случае необходимости обоюдную открытую критику. В ЕС тоже иногда случаются перепалки. Однако никто не сомневается в том, что Европу объединяет дружба.
Москва должна научиться тому, что дружить не значит молчать и кивать. И Штайнмайер наконец понял, что продолжение имевшего место при его бывшем шефе замалчивания в России трактуется только как слабость. Тот, кто хочет что-то изменить в Москве, должен набраться мужества говорить о многом вслух.