После смерти диктатора Ниязова началась борьба за власть. Россия отстаивает свои интересы
"Все нормально". "Ничего особенного не происходит". "Все как обычно. Мы не можем с вами говорить". В телефонных разговорах с Москвой все журналисты, работающие в официальных средствах массовой информации Туркмении (а других в стране и не осталось после 20 лет правления Сапармурата Ниязова), заверяли нас вчера, что в стране царит полное спокойствие, несмотря на кончину "отца нации". Ниязов скончался в ночь со среды на четверг в возрасте 66 лет от остановки сердца, заявило в четверг утром государственное телевидение, после чего началась трансляция траурной программы. "Утром, когда мы пришли на работу, нас попросили снять все украшения", - рассказала вчера одна жительница туркменской столицы. Все новогодние украшения на улицах заменены траурными лентами вплоть до похорон, которые должны состояться в воскресенье.
В то время как на улицах все абсолютно спокойно, похоже, что закулисная битва за контроль над страной с 6-миллионным населением, богатой газом и вследствие этого очень привлекательной, началась. Возбуждено судебное дело против председателя парламента, Овезгельды Атаева, который, согласно конституции, должен был временно исполнять обязанности по управлению страной, сообщает официальное коммюнике. Временным исполняющим обязанности президента, согласно тому же коммюнике, назначен Гурбангулы Бердымухаммедов. Занимавший до настоящего момента пост министра здравоохранения и вице-премьера, Гурбангулы Бердымухаммедов возглавил вчера комиссию по организации похорон и выступил в качестве нового лидера. В Москве ходят слухи, что он был родственником, а возможно, и незаконным сыном Ниязова.
Борьба за власть в Туркмении "может вылиться в гражданскую войну по ливанскому сценарию ", сгущает краски российский политолог Сергей Марков, близкий к Кремлю, напоминая, что "туркменское общество является клановым" и в борьбу могут вмешаться "внешние силы". "Борьба за Туркмению будет идти между тремя странами - Россией, США и Китаем, который в последнее время активно пытался "заигрывать" с Туркменбаши", - заявил вчера российский аналитик Александр Шатилов, который не исключает возможность гражданской войны. "После смерти диктатора нет никакого смысла в продолжении существования режима, - продолжает еще один российский аналитик, Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". - Ни у кого нет такого влияния, каким обладал Туркменбаши. Бердымухаммедов не сможет сохранить контроль над страной".
Эти мрачные предсказания красноречиво свидетельствуют об амбициях России, бывшей колониальной державы, которая хотела бы вернуть контроль в этом ключевом регионе, граничащем с Афганистаном и Ираном. Россия - главный зарубежный покупатель туркменского газа, но у Владимира Путина не сложились отношения с мистическим Туркменбаши, и роль России в регионе в последние годы значительно ослабла, наряду с усилением влияния США и Китая, тоже весьма заинтересованных в энергетических ресурсах региона. Окрепшая и активно стремящаяся вернуть свое место в мире, Россия, похоже, решила воспользоваться передачей власти в Ашхабаде и уже предложила свои услуги. "Туркменские политики не имеют никакого опыта выборов. Это может привести к катастрофическим ошибкам", - подчеркнул пропутинский политолог Сергей Марков, сказав, что Россия должна "немедленно выступить посредником в переговорах между туркменскими лидерами, чтобы процесс передачи власти прошел более стабильно". Согласно туркменской конституции, выборы нового президента должны состояться в течение двух месяцев.