Москва положилась на высокие доходы от экспорта нефти и при этом упустила возможность модернизировать свою экономику, уверен обозреватель Süddeutsche Zeitung Франк Нингуйзен.
Между Москвой и Владивостоком, этим дальневосточным портом, почти 6 тысяч километров, тем не менее российские власти очень боятся, что волна недовольства с побережья Тихого океана захлестнет всю страну, пишет Нингуйзен. Дело в том, продолжает издание, что акция протеста автомобилистов, которая прошла здесь в минувшее воскресенье и была разогнана силами охраны правопорядка, стала не первой: на прошлой неделе там уже прошли акции протеста против повышения таможенных пошлин на ввозимые иномарки – с 11 января они увеличатся на 30%.
"Сотни тысяч российских граждан только на Востоке страны заняты в сфере торговли иномарками – и теперь они боятся потерять работу", – говорится далее в статье.
Как отмечает автор статьи, сегодня найти в России продукцию местного производства так же сложно, как настоящую елку перед Рождеством: персики привозятся из Болгарии, маринованные огурцы – из Индии, клубнику – из Китая, а автомобили – из Японии. Из-за высоких доходов от экспорта энергоносителей Россия забыла о том, что надо модернизировать собственную экономику. По мнению корреспондента, на этом фоне обрушение цен на нефть скажется на российской экономике особенно негативно. Если цена на нефть упадет ниже 30 долларов за баррель, Москве придется просить помощи у международных финансовых институтов. Это, пишет далее автор материала, напоминает 1990-е годы, когда "президент Борис Ельцин ездил по миру с протянутой рукой".
Однако, признает Нингуйзен, до этого пока далеко – власти научились копить деньги. Тем не менее, гигантские золотовалютные резервы России таят на глазах. Во многих отраслях промышленности уже отмечены значительные сокращения штатов, промышленное производство только за ноябрь сократилось на 10,8%.
Ничего так не боится российская власть, правящая страной из центра, как социальной напряженности, которая может поставить под угрозу власть Кремля, пишет далее автор материала. В частности, Госдумой принят закон, упрощающий гражданам, ищущим работу, переезд в другой город. Кроме того, Москва планирует поддержать национальный автопром при помощи 1 млрд евро, а тем, кто приобретает отечественные автомобили, премьер Путин пообещал субсидии на получение 3-летнего кредита.
Перед премьер-министром стоит непростая задача – удержать баланс в обществе. Поэтому, резюмирует Нингуйзен, по-настоящему непопулярных мер принято еще не было. Все под контролем, неустанно повторяет Путин. И в России есть достаточное число телеканалов, которые своими сюжетами охотно подтверждают его слова.